Многих ли ювелиров мы знаем? На память приходит только одно имя самого знаменитого ювелира в мире — Карла Фаберже. Несмотря на иностранное имя Peter Carl Fabergé, прославленный золотых дел мастер был нашим соотечественником, родившимся на берегах Невы в столице Российской империи — Санкт-Петербурге, и звали его тоже по-нашенски Карлом Густавовичем.
А вот подлинных свидетельств о жизни человека, скончавшегося в Лозанне 24 сентября 1920 года, до обидного мало. Его личный архив исчез в революционных смутах, а в мемуарах современников Карл Густавович предстает человеком замкнутым, едва ли ни затворником. Зато история ювелирных шедевров с клеймом фирмы Фаберже — сюжет для настоящего авантюрного романа.
В 2003 году, когда отмечалось 300-летие Петербурга, ювелиры России объявили 30 мая своим профессиональным праздником — Днем российского ювелира. Дело в том, что 30 мая (по новому стилю) 1846 года родился Петер Карл Фаберже. Его предки-гугеноты вынужденно покинули родную Францию при короле Людовике XIV. За четыре года до рождения Карла его отец, золотых дел мастер Густав Фаберже (Gustave Fabergé) основал собственную фирму, расположившуюся в доме на Большой Морской. Иногда его фамилию связывают с латинским словом faber - "искусный". А, французские гугеноты в свою очередь происходили из остзейских немцев (мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника). Возможно, по этой причине в 1860 году семья перебралась в германские владения и осела в Дрездене. В придворной церкви этого города над 15-летним Карлом был совершен обряд конфирмации — таинство миропомазания. Через девять лет семья вновь вернулась в родные пенаты — в Санкт-Петербург.
Искусствоведы полагают, что Карл Фаберже возродил знаменитую технику лиможских эмалей, причем если французские ювелиры XVIII века работали максимум с восемью цветами, то их петербургские коллеги довели число оттенков до 140-ка. При этом из рук самого Фаберже не вышло ни одно произведение искусства. Карл Густавович был искусным вдохновителем, дизайнером и очень ловким менеджером. Среди 650 сотрудников его фирмы были русские, немцы, финны, швейцарцы и англичане. Главным ювелиром фирмы был талантливый самородок, крестьянский сын Михаил Перхин. При его участии были выполнены 28 императорских пасхальных яиц. Последняя работа Перхина была создана им незадолго до его смерти в 1903 году.
В одной легенде говорится, что создание первого экземпляра знаменитых теперь яиц Фаберже было связано с убийством императора Александра II. Мария Федоровна, жена Александра III, была настолько потрясена видом истекающего кровью свекра, что наследник решил каким-нибудь презентом отвлечь супругу от тяжести пережитого. В канун Святой Пасхи ювелир Фаберже якобы вызвался изготовить пасхальный подарок. Правда, здесь есть одна нестыковка. Народовольцы-бомбисты убили царя Александра II в 1881-м году, а первое яйцо для императрицы заказали только к Пасхе 1885-го. Четыре года переживаний много даже для сердобольной Марии Федоровны.
В Зимний дворец Карл Густавович заявился с десятисантиметровым пасхальным яичком, которое не имело никакого практического применения: снаружи белое эмалевое покрытие, внутри золотое, а в нем сидит на яйцах золотая курочка с глазами из рубинов и бриллиантовым гребнем. В курочке — рубиновое яичко и миниатюрная императорская корона. Когда Мария Федоровна стала вдовой, заказывать пасхальный сюрприз для нее стал сын — Николай II. Он просил делать по два яйца — для мамы и для жены, царицы Александры Федоровны. Всего пставщик Высочайшего двора, имевший право включать в свой фирменный знак императорского двуглавого орла, создал 71 пасхальное яйцо, из которых императорскими являются полсотни, а может быть, даже 54.
Это были относительно недорогие вещицы. Самое дорогое яйцо Фаберже обошлось русскому царю в 25 тысяч рублей, самое дешевое — в тысячу. Для сравнения, за жемчужное ожерелье фирмы Фаберже — обручальный подарок наследника-цесаревича Николая Александровича его невесте, будущей императрице Александре Федоровне — выложили 166 500 рублей, и 250 тысяч за еще одно колье — подарок императора Александра III будущей невестке.
Карл Фаберже работал по своему усмотрению, ему доверяли. Впрочем, было лишь одно непременное условие — Фаберже мог принимать и выполнять любые заказы на ювелирные украшения, кроме пасхальных яиц. Последние были прерогативой исключительно царственной семьи. В свое время ходил анекдот, будто бы американская миллиардерша Вандербильд посулила Карлу Фаберже миллион долларов за нарушение этого правила. В положенный срок она получила шкатулку в форме кубика с приложенной запиской: "Соблаговолите принять квадратное яйцо".
Однако своих высочайших заказчиков Карл Густавович все же обвел вокруг пальца. Госпоже Варваре Кельх, владелице Ленских золотых приисков, железных дорог и пароходства, он преподнес в подарок семь яиц — "близнецов" пасхальных яиц для царской семьи за исключением вензеля. Предполагают, что дело тут, однако, не в бешеных деньгах. Варвара Кельх пользовалась репутацией женщины, свободной от ханжеских предрассудков. В конце концов она ушла от мужа с очередным полюбовником, прихватив с собой семь шедевров Фаберже.
После захвата власти большевиками сыновья Фаберже сдали дом на Большой Морской в аренду посольству Швейцарии. То была элементарная хитрость, чтобы уберечь семейные сокровища от разграбления, но и территория зарубежного государства не оградила их от произвола чекистов. В мае 1919 года в дипломатической миссии они взломали сейф. Говорят, начальник особого отдела Гатчинского ЦК позже сбежал, прихватив с собой ценностей на 100 тысяч старыми деньгами.
Карл Фаберже доживал свой век практически в нищете. Ворчливый и больной старик ни с кем не разговаривал и лишь все время повторял: "Нет, это не жизнь!". Когда один из сыновей спросил, почему отец не вывез из Совдепии ценности, тот отрезал: "Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?". Конфискованные новой властью царские сокровища, в том числе и знаменитые яйца, были проданы за границу. Вырученные для диктатуры пролетариата средства пошли на индустриализацию страны Советов.
После смерти последнего из сыновей Карла Фаберже в 1960 году фирма юридически прекратила свое существование. Права на товарный знак сегодня принадлежат акционерному обществу Faberge Limited, зарегистрированному на Каймановых островах.
Читайте также:
Софи Лорен: от Золушки к принцессе