В начале второй половины XX века творчество двух величайших Кутюрье - Кристиан Диора и Габриэль Шанель - достигло своей вершины. Они по-разному понимали желания женщин. Стиль того времени формировался в противостоянии этих модельеров.
Кроме того, в начале 50-ых тон в моде задавали мужчины. Среди них бывший пилот бомбардировщика Марчезе Эмилио Пуччи де Барсенто, Пьер Карден, уже открывший собственный Дом моды в 1950-ом и Карл Лагерфельд, ставший в 1955-м ассистентом Пьера Балмэна.
И Карден, и Эмилио Пуччи, и Пьер Балмэн были в свое время учениками Кристиана Диора, который и определял тогда стиль. Созданный им в 1947м, "new look" стал знаковым для 50-х.
Костюм от Диора - это обтягивающий силуэт, акцент на грудь, талию, бедра. Взамен практичной и примитивной одежде конца 40-х дизайнер предлагает сказочные сексуальные, но в тоже время целомудренные наряды, с открытыми плечами, тонкой талией и пышными юбками.
Вернулись в моду корсеты, обеспечивающие нужные формы тела, появились жесткие нижние юбки со вставками из пластин китового уса. Самым ярким образцом стал знаменитый костюм «Bar» от Диора.
Силуэт, предложенный Диором - это жесткий каркас, придающий фигуре посредством корсета нужные формы. Платья с подкладками на бедра и жесткими нижними юбками, сохраняющими свою форму даже на плечиках, было нелегко носить. Вес некоторых из них достигал 20 кг.
Если у женщины «входившей» в такой наряд, грудь недотягивала до модного стандарта Дома Диор, то в бюстгальтер вкладывалась прокладка. Но клиентки маэстро терпели все неудобства - туалеты Кристиана делали из них королев красоты.
Мадмуазель Коко ядовито комментировала эти творения: «Диор не одевает женщин, а набивает их». Знаменитый Кутюрье фактически отверг свободу и удобство, которые дала женщине Шанель, и вернул женский наряд в жесткие рамки и подчинение искусственным формам.
Сама Габриель, которой на этот момент был уже 71 год, вернулась в Париж в 1954м из вынужденной эмиграции - в годы войны у нее был роман с немецким офицером. Шанель заявила прессе: "Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн".
Ее первая после 17-ти летнего перерыва коллекция была принята в штыки. Но Габриэль не сдавалась. "Элегантность в одежде означает, прежде всего, свободу движений", - утверждала она, и уже через три сезона самые богатые женщины стали носить её одежду.
В коллекции весна/лето 1955 г. впервые были представлены «костюмы в стиле Шанель». В противовес Диору, Коко предложила то, что подходило на любую фигуру.
Как и «маленькое черное платье», «костюм Шанель» стал универсальной моделью на все случаи жизни, тогда как Кристиан считал, что гардероб женщины должен ломиться от различных платьев и костюмов для вечера, для прогулки, для похода в театр.
Деловой элегантный костюм, созданный мадмуазель Коко, стал классикой моды. Его особенности: узкая юбка, полуприлегающий жакет без воротника, обшитый по краям тесьмой и украшенный золотистыми пуговицами и симметрично расположенными карманами.
Предложенная концепция «стиля Шанель» стала узнаваема. Ее платья с пышными юбками были легкими и не многослойными, из доступных по стоимости материалов, а костюмы - свободными и полуприлегающими. Сама Коко Шанель считала, что "скромность - это верх элегантности".
Идеи Габриэль Шанель взяли верх в моде конца пятидесятых и привели к господству более удобных форм одежды. Современные дизайнеры часто возвращаются к ее фирменному стилю. Так например, Доменико Дольче и Стефано Габбана в своей коллекции весна 2012 не обошлись без скромных и элегантных костюмов в духе Шанель.
Но и сказку от Кристиана Диора невозможно забыть. Дизайн свадебных нарядов и одежды для торжественных случаев не обходится сегодня без идей этого Кутюрье.
Примирить этих двух волшебников моды 50-х смогла Виктория Бэкхем. Лаконичные платья-футляр из ее летней коллекции 2011 вполне в стиле Шанель по скульптурности своих силуэтов были очень близки духу Диора.
А также в разделе МОДА:
Модные тенденции: современный стиль Boho
Самое интересное в мире моды за 2011
Стиль 60-ых: переворот в мире моды
Легендарные 60-е: "хороший вкус - смерть. Вульгарность - жизнь"