Когда общение – вопреки этикету

Считается, что с чужими людьми следует вести себя вежливо и корректно. И, если другой человек в разговоре вдруг отходит от «правил хорошего тона», например, проявляет агрессию или начинает нас высмеивать, мы порой теряемся и не знаем, что ему ответить. К подобным ситуациям нужно быть готовым. Об этом рассуждает психолог Антон Иванченко.

- Нам с детства внушали, что нужно разговаривать вежливо, не обижая человека, а тут... Допустим, вы разговариваете с человеком, и он вдруг говорит вам, что у вас пахнет изо рта. Вы в шоке: ведь такие замечания, по вашему мнению, делать неприлично! Есть два варианта: либо ваш собеседник привык «резать правду-матку» и искренне желает вам добра, либо он преследует какие-то свои цели - например, смутить вас, самоутвердиться за ваш счет, и т.д. Иногда человек делает это специально, чтобы пробить вашу психологическую «защиту», поставить вас в неловкое положение и посмотреть, как вы будете из него выкручиваться.

Давайте рассмотрим разные варианты ситуаций, предлагает психолог.

Ситуация 1. Замечание.

К примеру, вы общаетесь со знакомой, и она делает вам замечание по поводу вашего внешнего вида, обстановки вашей квартиры и т.д. Причем в резкой форме:

Лучше всего не показывать, что эти слова вас сильно задели. Можете ответить с юмором:

Если цель собеседницы была вас покоробить, то у нее пропадет охота продолжать в том же духе.

Ситуация 2. Высмеивание.

Замечания тоже могут иногда носить характер высмеивания, и человек может искренне считать, что желает вам добра, но вот об уважении к вам говорить не приходится. Тем более если путем высмеивания вам хотят испортить настроение.

Оптимальный вариант - ответить обидчику в том же духе. Возможно, сразу не получится. Используйте в следующий раз домашние заготовки. Выставите в смешном свете самого обидчика, используя особенности его внешности, какие-то качества характера, факты биографии. Если тот, кто вас пытается высмеивать, сам окажется жертвой жестокого высмеивания, он в дальнейшем хорошенько подумает, прежде чем отпускать обидные реплики в ваш адрес.

Ситуация 3. Разрушение психологической защиты.

Вам прямо в глаза говорят нелицеприятные вещи. Например,

Если это не психологический тренинг или стрессовое интервью при приеме на работу, то вас просто хотят выбить из колеи, чтобы затем насладиться вашей растерянностью. Значит, ваша цель - не дать обидчику это сделать.

Учитесь спокойствию, старайтесь не реагировать на такие выпады слишком эмоционально. Можете ответить, что это субъективное мнение вашего собеседника, что другие люди не считают вас бездарью, что вам самой и вашим близким нравится, как вы одеты, что вы знаете по крайней мере пятерых мужчин, которым вы нравитесь, и все в таком же духе...

Ситуация 4. Сексуальная агрессия.

Этим оружием часто пользуются мужчины, которые нуждаются в сексуальном самоутверждении. Не факт, что такой мужчина будет к вам реально приставать, но вы можете услышать от него вгоняющие в краску вопросы на интимные темы:

Если краснеть и отвечать: «Это не ваше дело!» или: «Отвали!», то «неудобные» вопросы вам будут задавать снова и снова. Поэтому лучше всего придумать ответ с юмором, который вгонит в краску самого агрессора:

Немного откровенной грубости и цинизма не помешает - зато агрессор начнет вас уважать и вряд ли в дальнейшем заведет разговор на подобные темы.

- Помните, что не все люди и не во всех ситуациях соблюдают этикет и цивилизованно себя ведут, - предупреждает психолог Антон Иванченко. - Если вы столкнулись с тем, что вам говорят неприятные вещи, не теряйтесь и дайте собеседнику отпор! Возможно, это поможет вам в дальнейшем построить нормальные отношения с ним.

Еще по теме:

Деловой этикет: правила хорошего тона

Семь правил этикета, которые мы ежедневно нарушаем

Правила этикета: Не дави блох на людях

Учимся отшивать вежливо

Как поставить хама на место

Каков вопрос - таков ответ