Современную фэшн-индустрию нельзя представить себе без множества высоких технологий: новые волокна, компьютерный дизайн, лазерный раскрой ткани, производство моделей в сотнях тысяч экземпляров. Но haute couture и по сей день во многих областях соблюдает законы, по которым работали еще его великие отцы-основатели Чарльз-Фредерик Ворт и Поль Пуаре.
Кутюрье находится в одиночестве, только пока рисует эскизы. Весь дальнейший процесс — это коллективная работа. Каждую модель коллекции от-кутюр сначала кроят из портновского холста и примеряют на портновском манекене.
Затем, на манекенщице, принимаются решения, где нужно убавить, где прибавить, удлинить, укоротить и т. д. В заключение модельеру представляют "туаль" — первый образец, сшитый из грубой бязи. Лишь после этого начинается изготовление прототипа из выбранной ткани.
После за дело берутся кружевницы, вышивальщицы, плиссировщики, пуговичники и басонщики. Рисунок кружев переносится на миллиметровую бумагу с эскизов дизайнера или образцов из архивов производителей знаменитых калейских кружев. Путь каждой ниточки математически вычисляется вместе с кодом соответствующего цвета.
Вышивальщице дают цветной образец вышивки и техническое описание всех необходимых материалов: бисера, блесток, камней, искусственных цветов из ткани, золотых и серебряных нитей, шелковых нитей, жемчужин, стразов, перьев, синелей и аппликаций.
В каждое платье от-кутюр вложено несколько сот часов вышивки и дорогостоящей отделки. Ткань, которая получается в результате, столь драгоценна, что ее ценность едва ли можно измерить деньгами.
Самый известный дом, специализируется на высокохудожественной вышивке, — Дом Лесажа. Основано это фамильное предприятие в 1922 году. Сейчас им руководит уже третье поколение семьи Лесажей. Лесаж не пользуется готовыми эскизами, а разрабатывает новые тенденции. Многие дизайнеры приходят к Лесажу "за вдохновением", прежде чем начать работу над своими творениями. "День, когда Лесаж показывает мне свою коллекцию, является для меня одной из кульминаций сезона, счастливым днем, полным радостного волнения", — восторгается Кристиан Лакруа.
Дом Лесажа каждый сезон предлагает коллекцию из 250-300 образцов вышивки. Один предмет требует до 100 тысяч стежков, а на коллекцию уходит до 25 тысяч часов работы.
В Доме Лесажа расходуют 300 килограммов бисера и 100 миллионов блесток в год.
"Для того чтобы овладеть всеми техниками вышивки нужно обязательно учиться в специальной школе. Потом главное — найти работу в ателье, чтобы тренировать и развивать свои навыки. Каждый раз, перед тем как наносить вышивку на готовую ткань, мы делаем образец. На него уходит до 60 часов. Потом мы переходим к работе на готовом платье", — говорит сотрудница ателье Лесажа Каролин Маршаль.
Имя Франсуа Лесажа мало известно за пределами мира высокой моды. Человек-эпоха, глава старейшего знаменитого парижского ателье вышивки, кавалер ордена Почетного легиона и самый известный человек в haute couture. Дом Лесажа ведет свою родословную с 1858 года, правда тогда он назывался Maison Michonet. Его владельцем был знаменитый вышивальщик Мишони, среди почитателей которого были императрица Евгения и графиня де Греф-фюль.
С 1880 года в Дом Мишоне зачастили Ворт, Пакэн, Редферн, а его клиентками стали самые изысканные парижские модницы, самой требовательной из которых оказалась Сара Бернар. После объединения Мишоне с отцом месье Лесажа, в 1924 году, в мастерскую начинают поступать заказы на отделку платьев, белья, перчаток, шляпок, сумочек для всего светского Парижа. Заказчиками Лесажа были Диор, Баленсьяга, Бальман, Скьяпарелли, Ив Сен Лоран и многие другие, но каждый заказ ателье держался в строжайшей тайне.
В 2002 году дом Chanel купил ателье Lesage, но до1 декабря 2011 года его возглавлял Франсуа Лесаж. Владелец знаменитого парижского Дома вышивки, мэтр шедевров от haute couture умер в Версале после продолжительной болезни.
Читайте также: