Еще при дворе Людовика XV дамы, добиваясь благосклонности любвеобильного монарха, выгодно подчеркивали свою грудь с помощью корсета. В Италии и Испании времен инквизиции этот предмет женского гардероба, наоборот, утягивал соблазнительные формы, превращая фигуру женщины в бесполую и невыразительную, соответствующую пуританским канонам.
В середине XVII века стиль Рококо возвратил в моду высокую открытую грудь и узкую талию, а корсет снова стал орудием в борьбе за женскую красоту. На тот момент это привилегия дам из высшего общества: атласные и шелковые корсеты богато украшались кружевом, лентами, вышивкой, а железные пластины были заменены китовым усом.
Наполеоновская эпоха с ампирным стилем обозначила возвращение к античным идеалам женской красоты с высокой линией талии, но корсет не исчез, а лишь изменился.
В 20-х годах XIX века налажено промышленное корсетное производство. Но уже в середине того же века общество начало выступать против корсета, так как неестественное передавливание внутренних органов зачастую вело не только к плохому пищеварению и бесплодию, но и к смерти.
Первой против корсета выступила писательница Жорж Санд, к ней присоединилось так много людей, что к двадцатому веку корсет остался только в борделях и варьете.
В 1909 Поль Пуаре, представив коллекцию платьев свободного кроя, провозгласил «окончательный отказ от корсета после столетий его тиранического царствования в женской моде».
В 20-х стиль Арт Деко категорично отверг пресловутый элемент дамского туалета.
Просторным, прямоугольных форм, платьям того времени не нужны были ни обозначенная талия, ни выдающаяся грудь. Габриэль Шанель, создающая революционные силуэты, не оставила в них места для корсета, так как считала, что он «старит» тело и не дает развиваться мускулам. Как тогда казалось, мадмуазель Коко навсегда избавила женщин от этой напасти.
В начале пятидесятых корсет триумфально вернулся благодаря New Look. Диор говорил: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».
Созданный модельером образ включал в себя тонкую талию, высокую грудь и округлые бедра. Силуэт сказочной королевы красоты невозможно было достичь без использования корсета.
Но уже к середине 50-х дамы высшего света, основные клиентки Кристиана Диора, устали от излишней помпезности и неудобства такой одежды. Легендарная Шанель, так и не признала в Диоре гениального Кутюрье, в первую очередь из-за того, что тот заставил женщин вновь надеть предмет, с которым та боролась всю свою карьеру.
Вынужденная вернуться в бизнес после 17-ти летнего перерыва, мадмуазель Коко (не могла спокойно смотреть на то, что сделал с кутюр Диор), предложила элегантный костюм, который не требовал применения корсета из-за полуприлегающего силуэта, но придавал стройность любой, даже не идеальной фигуре.
Но от корсета категорично уже никто не отказывался. Трансформированный в бюстье, он и до настоящего времени остается обязательным элементом многих вечерних платьев.
В 70-ые Вивьен Вествуд вновь открыла корсеты в их первоначальном виде. Умение органически вписать исторические предметы одежды в современный крой стало фирменным подчерком этого дизайнера. Ее корсеты из XVIII века дали женщинам ощущение роскоши и силы. За бабушкой панка последовали Готье и Мюглер, предложив модницам свои варианты и прочно вписав корсет в контекст современной моды.
В предосенней коллекции 2012-13 года Сара Бэртон (Модный дизайнер, креативный директор лондонского модного лейбла 'Alexander McQueen' и бывшая правая рука его создателя, покойного ныне Ли Александра Маккуина (Lee Alexander McQueen) - ред.) предложила потрясающую коллекцию викторианских корсетных платьев. Похоже, главный фетиш моды покидать ее не спешит.
А также в разделе МОДА:
Модные тенденции: современный стиль Boho
Легендарные 60-е: "хороший вкус - смерть. Вульгарность - жизнь"