Больше думаешь – меньше платишь. Как экономить?

Случалось ли вам когда-нибудь соглашаться на сотрудничество с кем-то, а затем передумать? В этом нет ничего удивительного: мы можем загореться каким-то проектом, например, требующим финансовых вложений, под действием импульса, а потом, с течением времени, остыть. Недавно группа американских психологов смогла подтвердить это экспериментально.

На первом этапе эксперимента участников разделили на две команды по четыре человека. Каждому из них выдавали по 40 центов, а затем предлагали по желанию внести произвольную сумму в общий фонд. При этом организаторы обещали в будущем увеличить фонд вдвое и разделить эту сумму поровну на всех. Таким образом, если бы все четверо пожертвовали по 40 центов, они в итоге получили бы по 80 центов. Если же кто-то один сэкономил бы 40 центов, он все равно получил бы прибыль в 60 центов.

Тем не менее, не все торопились расставаться с деньгами. И те, кто дольше размышлял перед тем, как отдать деньги в фонд, вкладывали туда в среднем меньше, чем те, кто раздумывал недолго: 21 цент против 27.

На следующем этапе задание усложнилось. Всех испытуемых поделили на две группы и потребовали, чтобы первая группа приняла решение о сумме взноса в течение десяти секунд, а вторая, напротив, подождала десять секунд. И снова оказалось, что те, кто промедлил с решением, вносили меньшую сумму.

Несмотря на то что одна серия экспериментов проводилась в лаборатории, а вторая — среди удаленных респондентов, участвующих в проекте Amazon Mechanical Turk, были получены примерно одинаковые результаты.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что наша склонность к сотрудничеству имеет интуитивную природу. Так, если мы сразу не вложили деньги в какой-нибудь финансовый проект, то вероятность, что мы вложим их позднее, снижается. С этим связан и эффект "лохотрона": люди, которые добровольно отдают свои деньги мошенникам на улице, затеявшим какую-нибудь сомнительную лотерею, впоследствии, обдумывая свой поступок, сами недоумевают, как могли так поступить… Также, если мы сразу не купили какую-то вещь в магазине под предлогом того, что нам надо обдумать ее покупку, то маловероятно, что мы купим ее позднее… Прекрасно зная об этом эффекте, "лохотронщики" и продавцы стараются не отпускать потенциального клиента, пока тот не выложит денежки…

С течением времени мы анализируем ситуацию и приходим к выводу, что данный проект далеко не так привлекателен, как казался ранее. Но в первые секунды или минуты эмоции превалируют над логикой, и человек, скажем, готов отдать большие деньги за некачественный товар, который ему навязывают, только потому, что ему внушают, что вещь хорошая, а деньги совсем смешные…

Разумеется, в любых ситуациях лучше контролировать свои эмоции и брать тайм-аут, особенно если речь идет о том, чтобы потратить некую денежную сумму. Если в процессе научного эксперимента участникам по крайней мере гарантировалась небольшая прибыль, то реальный бизнес-проект может оказаться убыточным и вы можете потерять даже то, что вложили, да еще оказаться в долгах. Недаром же говорят: семь раз отмерь — один раз отрежь!

Читайте также:

Как прилично сэкономить на косметике?

Как одолеть вредные финансовые привычки?

Дисконтная хирургия: скидки на все

Недостатки мужчин не так уж и ужасны

Пустыня на голове: как помочь сухим волосам

Пустыня на голове: как помочь сухим волосам

Сухие волосы — одна из частых проблем жительниц мегаполиса. Что делать, если вы с ней столкнулись, как правильно ухаживать за волосами и не допустить вредоносной засухи? Расскажем обо всем в этой статье.

Опасная косметика от Самойловой

Опасная косметика от Самойловой

Недавно одна из самых популярных личностей российского инстаграма 33-летняя Оксана Самойлова смогла придумать, как заработать на своей многомиллионной аудитории не только рекламируя различные неоднозначные компании и бренды, но и продавая косметику крупных компаний под своим именем.

Модная коллекция от умершей звезды

Модная коллекция от умершей звезды

Со дня загадочной смерти «блондинки всех времен и народов» Мэрилин Монро ее образ превратился в один из самых раскрученных брэндов. На ее имени зарабатывают миллиарды.

Кто диктует нам моду?

Кто диктует нам моду?

Мода или индивидуальный стиль? Кто в России и на Западе является образцом для подражания? Кто несет моду в массы? И какой дизайнер сейчас самый модный?

Жизнь в шоколаде

Жизнь в шоколаде

Высокая мода может быть не только красивой, но и вкусной. В Португалии состоялся показ, на котором представили платья из шоколада. 


Голливудских звезд увековечили в пластике

Голливудских звезд увековечили в пластике

Голливудских звезд увековечили в пластике: американский художник Ноэль Круз изготовляет кукол, которые удивительно похожи на своих прототипов. 

Ледяной ЗАГС

Ледяной ЗАГС

В Мурманской области в деревне, расположенной вблизи города Кировска, открылся ледяной дворец бракосочетаний. Пары, решившие заключить брак в необычной обстановке, получат возможность выпить шампанского из ледяных бокалов и даже расписаться в ледяной книге регистрации. Впрочем, свидетельство о браке им выдадут настоящее.

var countersLoaded = false; window.addEventListener('scroll', () => { if (countersLoaded === false) { countersLoaded = true; setTimeout(() => { var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []); _tmr.push({id: "1117417", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()}); (function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "topmailru-code"); loadFile('https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=UA-8933842-25', 'js'); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'UA-8933842-25'); }, 5000); } });