Восток и Запад борются за сердца афганских модниц

Восток и Запад борются за сердца афганских модниц

Домотканая афганская бурка — длинное одеяние, в которое женщины укутываются с головы до ног, закрывая даже лицо целиком, — сегодня переживает атаку сразу с двух флангов. С одной стороны наступает Китай, предлагая бурки по таким ценам, с которыми можно конкурировать только в ущерб себе, с другой — Запад, влияние которого уже заставило многих афганок отказаться от бурки в пользу простого платка, которым они покрывают голову.

Заметнее всего боевые действия в Кабуле, столице Афганистана: там женщинам живется несколько свободнее, чем в остальных регионах страны. После свержения американцами талибского режима в 2001 году представительницам слабого пола разрешили работать и носить западные платья. А вот в провинции спрос на бурки по-прежнему силен — сказывается деятельность контролирующих отдаленных регионов экстремистов, блюдущих соблюдение строгого исламского дресс-кода.

Алим Назери, торгующий бурками в Кабуле вот уже 27 лет, вспоминает, что когда у власти были талибы, он продавал по 50 бурок в день и больше. Теперь же объемы его торговли упали до 20 бурок, а покупательницы едут к нему, в основном, из провинций. На одной стене его магазинчика висят традиционные афганские бурки стоимостью от одной до трех тысяч афгани (примерно 20-60 долларов), на другой — китайские бурки, уже за 500-800 афгани (10-15 долларов). "Мы продаем больше китайских бурок, потому что они дешевле, и клиенты могут купить их больше на ту же сумму", — поясняет Алим, торгуясь с беременной женщиной в парандже, пока ее муж ждет супругу снаружи.

В сельских местностях, где похищения и изнасилования уже стали чем-то обыденным, бурка дает своей владелице шанс сохранить анонимность, раз уж защитить ее от посягательств не получилось. Иначе обстоят дела в Кабуле — там спрос на такие одеяния снижается из-за того, что женщинам сейчас позволено то, чего они не могли делать на протяжении тех шести лет, что талибы управляли страной. Однако активисты, выступающие за права женщин, говорят, что "бурочный вопрос" — наименьшая из проблем афганского общества: куда страшнее бытовое насилие и принудительные браки.

"Нынешний прогресс и достижения в ситуации с правами женщин имеют лишь косметический эффект. Все, чего мы добились, может быть легко потеряно, — говорит Селай Гаффар, исполнительный директор неправительственной организации HAWACA ("Гуманитарная помощь женщинам и детям в Афганистане"). — Свобода от паранджи не означает, что женщины действительно стали свободнее. У женщин должны быть права в соответствии с законом. Женщин должны рассматривать как равноправных членов общества".

Традиционная паранджа шьется из ткани, произведенной и окрашенной в Афганистане, вручную и украшается вышивкой — все это позволяет женщине, которую под этой одеждой не видно, хотя бы чуть-чуть проявить свою индивидуальность. Цвет бурки зависит от региона, в котором живет ее обладательница: в Кабуле бурки, в основном, голубые, на севере, в Мазари-Шарифе — белые, а на юге, в Кандагаре, коричневые и зеленые.

Хадж Хуссейн, 75-летний красильщик тканей, говорит, что переориентировал свой бизнес на окраску мужской одежды: "Мы все меньше занимаемся бурками. Причина в том, что большинство женщин предпочитают ходить с обнаженными лицами, бурка больше не в моде". Хуссейн добавляет, что во время правления талибов окрашивал до 80 бурок в день, а сейчас — только 30.

Новым ветром, подувшим в паруса афганской "бурочной экономики", стал бриз из Китая: сегодня даже афганские производители бурок закупают ткани в Китае или Пакистане, отчасти потому, что с ними попросту меньше возни. Китайские бурки, к примеру, продаются уже вышитыми, так что афганской швее остается только приделать к основе наряда покрывало на голову и завесу для лица. "Китай захватил рынок, и бизнес по ручному производству бурок сократился. Это означает, что у малообеспеченных женщин стало меньше работы", — объясняет Адиля Султани, портниха из Мазари-Шарифа.

Лал Мохаммад Хемат, 58-летний владелец магазина, продающего бурки, приводит конкретные цифры: по его словам, из-за китайского нашествия местное производство бурок сократилось на 60 процентов. Сейчас он продает по полторы тысячи бурок в месяц, однако бизнес его идет довольно споро по печальной причине: спрос на бурки растет там, где ухудшается безопасность.

В Канадагаре, вотчине талибов, владельцы магазинов повторяют ту же историю: хуже безопасность, больше продаж. Однако активистка Мариам Ахмади мечтает, что в один прекрасный день бурки окончательно канут в Лету. Сама она впервые надела бурку в 14 лет под давлением родных и теперь не может представить себя выходящей из дома без нее. Но Мариам надеется, что для своей восьмимесячной дочери ей не придется покупать такой наряд. "Теперь все становится современным, и я не хочу, чтобы моя дочь носила паранджу. Я хочу, чтобы она ходила в школу и получала образование", — заключает Мариам.

Источник

10 cоветов тем, кто красит волосы

10 cоветов тем, кто красит волосы

Горя желанием перекрасить волосы, мы идем в магазин, покупаем понравившуюся нам краску и наносим ее на волосы. Моем голову и... охаем от ужаса: цвет получился жуткий, абсолютно не такой, как планировался

Как удивить окружающих белизной зубов? Советы, видео

Как удивить окружающих белизной зубов? Советы, видео

Как же достичь желаемой белизны, если природа не наградила Вас ослепительной улыбкой? Ведь даже те счастливчики, которые имеют от рождения светлый цвет зубов, могут со временем его утратить.

На пользу семейному бюджету: правильные вложения в гардероб

На пользу семейному бюджету: правильные вложения в гардероб

Отказ от бездумного шопинга пойдёт на пользу семейному бюджету. Ориентир в пользу бережливости и разумного потребления мотивирует внимательнее относиться к обновлению гардероба.

Домашняя одежда. Как подобрать?

Домашняя одежда. Как подобрать?

Как ты одета дома? Так ли красиво и модно, как на улице?

Шоу нижнего белья

Шоу нижнего белья

В рамках продолжающейся в Китае Недели моды в Пекине прошли показы дамского белья

Неделя моды в Пекине

Неделя моды в Пекине

В Пекине проходит Неделя высокой моды. Молодые китайские модельеры представили свои новые коллекции сезона осень-зима 2012.

Неделя моды в Японии

Неделя моды в Японии

В Японии проходит Неделя высокой моды. Местные дизайнеры представляют свои новые коллекции сезона осень-зима 2012-13

loadFile('https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=UA-8933842-25', 'js'); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'UA-8933842-25'); }, 5000); } });