Восток и Запад борются за сердца афганских модниц

Восток и Запад борются за сердца афганских модниц

Домотканая афганская бурка — длинное одеяние, в которое женщины укутываются с головы до ног, закрывая даже лицо целиком, — сегодня переживает атаку сразу с двух флангов. С одной стороны наступает Китай, предлагая бурки по таким ценам, с которыми можно конкурировать только в ущерб себе, с другой — Запад, влияние которого уже заставило многих афганок отказаться от бурки в пользу простого платка, которым они покрывают голову.

Заметнее всего боевые действия в Кабуле, столице Афганистана: там женщинам живется несколько свободнее, чем в остальных регионах страны. После свержения американцами талибского режима в 2001 году представительницам слабого пола разрешили работать и носить западные платья. А вот в провинции спрос на бурки по-прежнему силен — сказывается деятельность контролирующих отдаленных регионов экстремистов, блюдущих соблюдение строгого исламского дресс-кода.

Алим Назери, торгующий бурками в Кабуле вот уже 27 лет, вспоминает, что когда у власти были талибы, он продавал по 50 бурок в день и больше. Теперь же объемы его торговли упали до 20 бурок, а покупательницы едут к нему, в основном, из провинций. На одной стене его магазинчика висят традиционные афганские бурки стоимостью от одной до трех тысяч афгани (примерно 20-60 долларов), на другой — китайские бурки, уже за 500-800 афгани (10-15 долларов). "Мы продаем больше китайских бурок, потому что они дешевле, и клиенты могут купить их больше на ту же сумму", — поясняет Алим, торгуясь с беременной женщиной в парандже, пока ее муж ждет супругу снаружи.

В сельских местностях, где похищения и изнасилования уже стали чем-то обыденным, бурка дает своей владелице шанс сохранить анонимность, раз уж защитить ее от посягательств не получилось. Иначе обстоят дела в Кабуле — там спрос на такие одеяния снижается из-за того, что женщинам сейчас позволено то, чего они не могли делать на протяжении тех шести лет, что талибы управляли страной. Однако активисты, выступающие за права женщин, говорят, что "бурочный вопрос" — наименьшая из проблем афганского общества: куда страшнее бытовое насилие и принудительные браки.

"Нынешний прогресс и достижения в ситуации с правами женщин имеют лишь косметический эффект. Все, чего мы добились, может быть легко потеряно, — говорит Селай Гаффар, исполнительный директор неправительственной организации HAWACA ("Гуманитарная помощь женщинам и детям в Афганистане"). — Свобода от паранджи не означает, что женщины действительно стали свободнее. У женщин должны быть права в соответствии с законом. Женщин должны рассматривать как равноправных членов общества".

Традиционная паранджа шьется из ткани, произведенной и окрашенной в Афганистане, вручную и украшается вышивкой — все это позволяет женщине, которую под этой одеждой не видно, хотя бы чуть-чуть проявить свою индивидуальность. Цвет бурки зависит от региона, в котором живет ее обладательница: в Кабуле бурки, в основном, голубые, на севере, в Мазари-Шарифе — белые, а на юге, в Кандагаре, коричневые и зеленые.

Хадж Хуссейн, 75-летний красильщик тканей, говорит, что переориентировал свой бизнес на окраску мужской одежды: "Мы все меньше занимаемся бурками. Причина в том, что большинство женщин предпочитают ходить с обнаженными лицами, бурка больше не в моде". Хуссейн добавляет, что во время правления талибов окрашивал до 80 бурок в день, а сейчас — только 30.

Новым ветром, подувшим в паруса афганской "бурочной экономики", стал бриз из Китая: сегодня даже афганские производители бурок закупают ткани в Китае или Пакистане, отчасти потому, что с ними попросту меньше возни. Китайские бурки, к примеру, продаются уже вышитыми, так что афганской швее остается только приделать к основе наряда покрывало на голову и завесу для лица. "Китай захватил рынок, и бизнес по ручному производству бурок сократился. Это означает, что у малообеспеченных женщин стало меньше работы", — объясняет Адиля Султани, портниха из Мазари-Шарифа.

Лал Мохаммад Хемат, 58-летний владелец магазина, продающего бурки, приводит конкретные цифры: по его словам, из-за китайского нашествия местное производство бурок сократилось на 60 процентов. Сейчас он продает по полторы тысячи бурок в месяц, однако бизнес его идет довольно споро по печальной причине: спрос на бурки растет там, где ухудшается безопасность.

В Канадагаре, вотчине талибов, владельцы магазинов повторяют ту же историю: хуже безопасность, больше продаж. Однако активистка Мариам Ахмади мечтает, что в один прекрасный день бурки окончательно канут в Лету. Сама она впервые надела бурку в 14 лет под давлением родных и теперь не может представить себя выходящей из дома без нее. Но Мариам надеется, что для своей восьмимесячной дочери ей не придется покупать такой наряд. "Теперь все становится современным, и я не хочу, чтобы моя дочь носила паранджу. Я хочу, чтобы она ходила в школу и получала образование", — заключает Мариам.

Источник

Проблема ногтей: как восстановить их после длительного покрытия шеллаком

Проблема ногтей: как восстановить их после длительного покрытия шеллаком

Карантин и вынужденное "домосидение" породило множество явлений, причем, не только вынужденных, но и вполне добровольных. Среди них — массовое снятие гелевых и акриловых покрытий с ногтей: куда их носить-то на удаленке? Как восстановить ногти после гель-лака. Мы расскажем, что нужно делать!

Пугачёва подарила внучатому племяннику элитные апартаменты в Москве

Пугачёва подарила внучатому племяннику элитные апартаменты в Москве

Внучатого племянника звезды воспитывает её помощник.

Модная коллекция от умершей звезды

Модная коллекция от умершей звезды

Со дня загадочной смерти «блондинки всех времен и народов» Мэрилин Монро ее образ превратился в один из самых раскрученных брэндов. На ее имени зарабатывают миллиарды.

Кто диктует нам моду?

Кто диктует нам моду?

Мода или индивидуальный стиль? Кто в России и на Западе является образцом для подражания? Кто несет моду в массы? И какой дизайнер сейчас самый модный?

Шоу нижнего белья

Шоу нижнего белья

В рамках продолжающейся в Китае Недели моды в Пекине прошли показы дамского белья

Неделя моды в Пекине

Неделя моды в Пекине

В Пекине проходит Неделя высокой моды. Молодые китайские модельеры представили свои новые коллекции сезона осень-зима 2012.

Неделя моды в Японии

Неделя моды в Японии

В Японии проходит Неделя высокой моды. Местные дизайнеры представляют свои новые коллекции сезона осень-зима 2012-13

var countersLoaded = false; window.addEventListener('scroll', () => { if (countersLoaded === false) { countersLoaded = true; setTimeout(() => { var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []); _tmr.push({id: "1117417", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()}); (function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "topmailru-code"); loadFile('https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=UA-8933842-25', 'js'); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'UA-8933842-25'); }, 5000); } });