Женщины просто созданы для космоса

Из кого должен состоять экипаж первого пилотируемого космического корабля, на котором земляне отправятся к Марсу? Недавно американская писательница Кейт Грин высказала мнение, что членами экспедиции должны стать исключительно представительницы прекрасного пола. Им будет легче выжить в полете на Марс, а также это менее затратный вариант, утверждает она.

В прошлом году Кейт Грин приняла участие в проекте НАСА HI-SEAS (Hawaii Space Exploration Analog and Simulation), имитирующем длительный полет на Марс. Всего в программе участвовало шесть человек — трое мужчин и трое женщин. Четыре месяца они прожили под геодезическим куполом на Гавайях. Окрестности вулкана Мауна-Лоа эксперты сочли наиболее подходящими для симуляции условий Марса.

Большую часть времени участникам миссии пришлось провести в замкнутом пространстве, а выход наружу разрешался только в специальных скафандрах. Ежедневно испытуемые по 45 минут посвящали тренировкам. При этом мужчины потребляли вдвое больше калорий, чем женщины. Вместе с тем, дамы редко сжигали более 2000 калорий в день, тогда как у представителей сильного пола число расходуемых калорий, как правило, превышало 3000. Это связано с тем, что обменные процессы в мужском и женском организме протекают по-разному, говорит Грин.

Раз женский организм потребляет и расходует меньше калорий, чем мужской, то он нуждается и в меньшем количестве ресурсов. Следовательно, у представительниц слабого пола больше шансов на выживание в условиях нехватки питательных веществ, что заодно увеличивает и вероятность успешного выполнения полета на Марс. А кроме того, эта особенность резко сокращает связанные с полетом на Марс затраты. Поэтому, с точки зрения целесообразности и экономических соображений, лучше отправлять в космос именно женщин. К тому же, желательно, чтобы члены экипажа были низкого роста, так как это тоже поможет сэкономить ресурсы.

В то же время, опросы показывают, что большинство космонавтов предпочитают находиться в смешанных группах, где есть представители обоего пола, а не в "однополых" коллективах. Поэтому в данном случае речь может идти только об одной "экспериментальной" миссии. Далее же, когда дорожка будет проторена, на Марс полетят и мужчины. Хотя бы большинство экипажа для первого полета на Марс должны составлять женщины, считает Кейт Грин.

Но состоится ли вообще полет на Марс? Недавно журнал Space Weather опубликовал научную статью, в которой говорится о том, что к тому моменту, когда с технической точки зрения марсианская пилотируемая миссия станет возможной, "погода" в Солнечной системе изменится настолько, что подобное путешествие окажется смертельно опасным для его участников. В качестве даты полета на Марс называется примерно 2020 год. К этому сроку солнечная активность упадет настолько, что космонавты получат дозы радиоактивного облучения значительно большие, чем рассчитывалось ранее.

Радиация может повредить оборудование космического корабля, а также вызвать необратимые изменения в ДНК, приведя к раковым заболеваниям и преждевременной смерти.

Это не просто голословное утверждение. Нэтан Швадрон и его коллеги из НАСА попытались спрогнозировать уровень радиационного излучения на ближайший период, используя показания приборов Лунного орбитального зонда (Lunar Reconnaissance Orbiter). Так, они выяснили, что к 2020 году женщины, которые полетят на Марс, получат критическую дозу радиации спустя 250 дней после начала полета, а мужчины — примерно на 350-й день полета. При этом необходимо учесть, что весь полет на Марс, включая путешествие туда и обратно, займет как минимум год.

Даже повышение нормы излучения всего на три процента уже не гарантирует безопасности. Можно, конечно, применить технологическую защиту — скажем, создать более плотную алюминиевую обшивку для кораблей, но это увеличит их массу, что превысит допустимые пределы, и до цели аппараты могут просто не добраться.

Куда более эффективное решение — отбор индивидов, которые генетически более устойчивы к радиации, а также разработка новых лекарственных препаратов, смягчающих воздействие излучения на организм, считают специалисты. Впрочем, не исключено, что к тому моменту, когда эти проблемы будут решены, появятся еще какие-то препятствия для прорыва в космос…