Первая леди, придумавшая стиль Джеки

28 июля — в этот день в 1929 году родилась одна из потрясающих женщин прошлого столетия, леди Жаклин Кеннеди. Беспристрастный взгляд мог бы различить некрасивое личико и "неформатную" фигуру Жаклин. Но она обладала недюжинным умом, и умела очаровывать настолько, что прослыла законодательницей мод, образцом изящества и шарма в Америке и Европе. За свою долгую жизнь Жаклин Кеннеди-Бувье побывала Первой леди США, вдовой убитого президента и женой миллиардера.

Жаклин Кеннеди-Онассис (урожденная Бувье) родилась в обеспеченной аристократичной семье. Отец ее был брокером, мать занималась воспитанием дочерей. С детства малышка Жаклин была настоящим сорванцом. Живой и своенравный характер девочки остался с ней до конца жизни. Недаром говорят, что женщины, которые ведут себя прилично и вежливо, редко входят в историю.

В юном возрасте девушка страстно увлеклась верховой ездой, требующей немалого мужества, силы воли и ловкости. Еще Жаклин занималась лакроссом — тоже довольно "неженским" спортом, где каждая из двух команд стремится попасть в ворота соперника резиновым мячом, при этом расталкивая противников клюшкой и пинаясь ногами. Но девушка полюбила и живопись, и книги — ее натура была разносторонней.

В 11 лет родители Жаклин развелись, и мать повторно вышла замуж. Доход семьи резко упал. Правда, это не помешало девушке получить достойное образование. В 1951 году она получила диплом бакалавра искусств в области французской литературы. Жаклин училась в двух университетах США, а в промежутке проходила годовую стажировку в Париже — хотела усовершенствовать знание языка и культуры. После окончания университета вместе со своей сестрой Кэролайн Ли Жаклин отправляется в путешествие по Европе. В соавторстве они даже пишут книгу (кстати, ее единственное автобиографическое произведение) под названием "Одно особое лето".

Вернувшись в США, Жаклин стала корреспондентом ежедневной газеты The Washington Times-Herald. Она занималась чем-то вроде социологических опросов: в ее задачу входило задавать остроумные вопросы случайно выбранным на улице людям и делать их снимки, которые печатались в газете рядом с избранными фрагментами интервью.

Именно в этот период своей жизни Жаклин Бувье познакомилась с Джоном Кеннеди — тогда еще молодым политиком, сенатором. Это произошло на званом обеде, организованном общими друзьями. У 23-летней журналистки и 35-летнего политика начался головокружительный роман, в котором многие усматривали лишь охоту Джеки за богатым женихом. Однако после года ухаживаний пара объявила о помолвке. Осенью 1953-го Джеки и Джон поженились. Собственный отец не смог вести Жаклин к алтарю — эту функцию взял на себя будущий свекор. Семейство Кеннеди взяло все расходы на себя. Джозеф Патрик Кеннеди, отец Джона и видный дипломат, не сомневался — его сын станет президентом, а значит, его невеста — будущая первая леди США, которую следует показать Америке во всей красе.

Джозеф не ошибся. С момента замужества начался главный этап в жизни Джеки, сделавший ее знаменитой. Хотя поначалу это время никак нельзя было назвать блистательным или счастливым. Во-первых, сразу после свадьбы у Жаклин случился выкидыш, а за ним второй. В 1957 году миссис Кеннеди все-таки сумела подарить мужу дочь, названную в честь ее сестры Кэролайн. Во-вторых, Джон практически не бывал дома — политика требует круглосуточной занятости.

3 января 1960 года Джон Кеннеди объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента и начал обширную предвыборную кампанию, в которой Жаклин намеревалась играть активную роль. Но вскоре выяснилось, что Жаклин снова беременна. Из-за предыдущих трудных беременностей семейный врач настоятельно порекомендовал ей оставаться дома. Правда, миссис Кеннеди все равно участвовала в кампании мужа, отвечая на письма, записывая рекламные ролики, давая интервью газетам и телевидению и вела свою газетную колонку под названием Campaign Wife. Благодаря своему блестящему знанию иностранных языков, миссис Кеннеди от имени мужа выступала на итальянском и польском языках.

Самое печальное заключалось в том, что Джон Кеннеди был неисправимым ловеласом. Говорят, Жаклин знала обо всех его изменах, но смирилась с ними. Поговаривают, правда, что это смирение далось ей нелегко. Дети, прислуга и близкие друзья видели ее отчаяние, срывы и истерики.

В 1960 году, в День благодарения, 25 ноября Жаклин родила сына Джона Фицджеральда Кеннеди-младшего. А за две недели до этого, на президентских выборах 8 ноября 1960 года, Кеннеди опередил республиканца Ричарда Никсона. Джеки стала одной из самых молодых первых леди США — ей был всего 31 год.

Американцы приняли новую "хозяйку" Белого дома неохотно — слишком она была не похожа на среднестатистических граждан Америки. Но Жаклин удалось убедить общественность, что именно такой должна быть настоящая жена президента — утонченной, образованной, стильной. В итоге на нее начали равняться. До сих пор она является главным примером для подражания для всех президентских жен.

В народе ее стиль прозвали "стиль Джеки". Любимым дизайнером первой леди был Кассини. Но она носила одежду и от легенд французской моды — Chanel, Givenchy, Dior. Манеру Жаклин Кеннеди одеваться охотно копировали все — от редакторов модных журналов до простых горожанок. Забегая вперед, можно сказать, что после Белого дома стиль Жаклин изменился. Одежда стала более скромной, но по-прежнему элегантной: брючные костюмы с широкими штанинами, большие жакеты с отворотом, платки Hermès, покрывавшие либо голову, либо шею и большие солнечные очки. Джеки, а за ней и все американки, начала носить джинсы "в свет". Ее фирменным сочетанием стали свободные плащи без пояса и белые джинсы на бедрах с черной водолазкой.

Миссис Кеннеди часто приглашала на приемы не только политиков, но и художников, авторов, ученых, поэтов и музыкантов. Она ввела моду приглашать гостей на коктейли в Белый дом, изменив формальный образ этого места. Кстати, восстановление Белого дома было первым крупным проектом Жаклин Кеннеди как первой леди. Посетив знаменитый особняк до инаугурации, Джеки была разочарована: в Белом Доме совершенно отсутствовала историческая атмосфера. Хотя именно в этих стенах и вершилась история! Комнаты в нем были обставлены обыкновенной современной мебелью, и в целом преобладал скорее официоз. Переехав в президентский особняк, Жаклин принялась за его обустройство. Она привлекла к проекту профессиональных декораторов. На семейном этаже появилась кухня и детские. 14 февраля 1962 года Кеннеди провела для американских телезрителей экскурсию по Белому дому с Чарльзом Коллингвудом с канала новостей CBS.

Ум и обаяние супруги нередко выручали Джона, отвлекая внимание от его политических промахов. Благодаря первой леди правительство Кеннеди получило союзников и международную поддержку в вопросе холодной войны. Жаклин произвела впечатление на общественность после прибытия четы Кеннеди во Францию с рабочим визитом. Она продемонстрировала прекрасный уровень владения французским языком и достойные познания в истории страны. Журнал Time разразился восхищенной статьей. Корреспондент иронично отметил: "Был также товарищ, который приехал с ней", — имея в виду мужа и президента. Да и сам Джон Кеннеди пошутил: "Я — человек, который сопровождал Жаклин Кеннеди в Париж. И я наслаждаюсь этим!"

7 августа 1963 года Жаклин доставили в больницу с ухудшением самочувствия и преждевременными схватками, там же посредством кесарева сечения родился Патрик Бувье Кеннеди. Спустя всего два дня Патрик умер от респираторного дистресс-синдрома новорожденных. Тогда Америка в первый и в последний раз увидела слезы на глазах президента Джона Кеннеди. Говорят, эта утрата очень сблизила супругов.

Но 21 ноября всю Америку и семью Кеннеди постигла другая трагедия. Кортеж президента, направляющийся в Торговый аукционный зал, где президент должен был произнести речь на званом обеде, был обстрелян. Кадры этой драмы впоследствии облетели весь мир. Выстрелы, крики и кровь мужа на розовом жакете Жаклин. В больнице Джеки отказывалась принять успокоительное, которое настойчиво предлагали врачи, и в конце концов прорвалась в операционную к мужу. "Я хочу быть там, когда он умирает!" — в отчаянии выкрикнула она личному доктору Джона. И ее пропустили.

Позже, когда прибыл гроб, вдова сняла свое обручальное кольцо и вложила его в президентскую руку. Она сказала помощнику Кену О'Доннеру: "Теперь у меня ничего нет". Перед похоронами кольцо ей все же вернули. После смерти президента она отказалась снять свою запачканную кровью одежду и сожалела о смывшейся с ее лица и рук крови мужа. В этом же костюме она стояла рядом с Линдоном Джонсоном, который принимал присягу при вступлении в должность в качестве президента прямо на борту самолета, несущего тело покойного президента Кеннеди в Вашингтон. "Я хочу, чтобы все видели то, что они сделали", — объяснила Жаклин свой поступок.

Спустя две недели после гибели мужа Жаклин дала интервью, в котором сравнила его правление со временами легендарного Короля Артура. Зиму 1964 года Жаклин с детьми провела в доме Аверелла Гарримана в Джорджтаунском районе Вашингтона, округ Колумбия, где затем купила собственный дом на той же улице.

После смерти Кеннеди вдову поддерживали все, включая глав многих государств. Правитель Марокко даже подарил ей дворец в Марракеше, чтобы она могла в любой момент приезжать туда с детьми. Миссис Кеннеди увековечила память своего мужа. Имя Джона Ф. Кеннеди было присвоено авианосцу американских ВМФ, в его честь было создано несколько мемориалов в США и в Британии. Не оставляла она и дипломатическую деятельность. В ноябре 1967 года, во время войны во Вьетнаме, журнал Life назвал ее "неофициальным послом по особым поручениям Америки" во время посещения Камбоджи, где она встретилась с главой государства Нородом Сиануком. Фактически, Жаклин помогла Америке вновь наладить дипломатические отношения с этим государством.

Особенно много внимания семье покойного брата уделял Роберт Кеннеди. Из-за этого ходили слухи, будто у него роман с Жаклин. Но ни он, ни сама Джеки так и не подтвердили (как, впрочем, и не опровергли) эту информацию. Но Роберт был рядом не так уж и долго — в 1968 году его, как и брата, убили. После смерти деверя репутация Жаклин пошатнулась. Стали поговаривать, что она много пьет. Несколько раз миссис Кеннеди замечали нетрезвой в шикарных ресторанах. Ей было страшно за себя и детей. "Если они убивают Кеннеди, тогда мои дети — тоже мишени… Я хочу уехать из этой страны", — призналась Жаклин.

Возможно, свадьба с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом казалась ей своеобразной защитой от жизненных невзгод, которых на долю Жаклин выпало слишком много. Но, как ни печально, ни спокойствия, ни безопасности в этом браке Жаклин не нашла. "Он коллекционирует знаменитых женщин. Он преследовал меня, потому что я знаменита. Теперь он нашел объект, более подходящий его тщеславию, — вдова президента США", — так однажды отозвалась о романе Жаклин и Онассиса его бывшая возлюбленная Мария Каллас.

В этот период СМИ дали Джеки прозвище Джеки О, которое оставалось популярным довольно долго. Уединения она так и не получила, снова став мишенью для папарацци. Многие оценили этот брак как предательство по отношению к клану Кеннеди. А Жаклин переживала трагедию за трагедией: скандалы и смерти в близкой ей семье Кеннеди, смерть старшего и любимого сына Онассиса — Александра, неприятие, даже открытую враждебность Кристины, дочери миллиардера от первого брака с Тиной Неакрос. А впоследствии и смерть самой Тины, настолько загадочную, что Онассиса обвиняли в скрытом убийстве бывшей жены для обретения свободы. (Свободы моральной, поскольку к этому моменту они были официально разведены.)

В 1974 году, в свои 46, Жаклин вновь стала вдовой. Но после смерти Онассиса она возобновила активную общественную жизнь. Дети наконец-то выросли, а Джеки вернулась к тому, что всегда любила, — стала редактором. В 1975 году, она приняла предложение вакансии редактора Viking Press. Но спустя три года президент Viking Press Томас Гуинзберг купил права на публикацию романа Джеффри Арчера "Мы скажем президенту?", в котором описывалось вымышленное будущее президента Эдварда М. Кеннеди и заговор убийства против него. Это задело Джеки, и она уволилась из издательства, перейдя в Doubleday как младший редактор. Последующие 20 лет Жаклин занималась издательской работой, а также культурной и общественной деятельностью, ратовала за сохранение ценных памятников архитектуры.

В январе 1994 года у миссис Кеннеди-Онассис была диагностирована лимфома. Поначалу прогноз докторов был оптимистичен, но вскоре стало понятно, что дни Жаклин сочтены. Она скончалась в мае того же года. Похоронили Жаклин на Арлингтонском кладбище. "Моя мать умерла окруженная друзьями и семьей, ее книгами, людьми и вещами, которые она любила, — сказал на ее похоронах Джон Кеннеди-младший. — Она сделала это по-своему и на своих собственных условиях, и мы все чувствуем себя от этого счастливыми".

Читайте также:

Великие красавицы ХХ века: Элизабет Тейлор

Принцесса Диана: 14 лет и одна неделя после смерти

Брижит Бардо: гадкий утенок, ставший великой красавицей