Ирландец Майк Миллот - одна из жертв интернет-мошенников. Он, соблазнившийся рекламой, услужливо выданной ему Google, заказал себе камеру стоимостью в 2,5 тысячи фунтов (4 тысячи долларов). "Когда я осознал, что меня обманули, моей первой реакцией было никому не рассказывать о случившемся. Нелегко признаться, что тебя обвели вокруг пальца, как какого-нибудь дурачка, - рассказывает Майк. - Но в глубине души я знал, что даже если обращусь в правоохранительные органы, реакцией сыщиков будет вялое безразличие, а не активный интерес к моему делу. Маловероятно, что мне вернули бы деньги и справедливость восторжествовала, скорее, я бы остался наедине с чувством разочарования, бессилия и собственной ничтожности. Увы, я оказался прав. Но обо всем по порядку.
В середине января я упомянул в электронном письме другу, что собираюсь купить фотоаппарат Canon с функцией съемки видео высокой четкости. Через несколько секунд после отправки сообщения я увидел, что на страничке с почтой всплыл рекламный баннер с изображением той самой камеры, о которой я писал. Раньше я этой рекламы не замечал, но это и не важно: самое главное - это то, что мне предлагали купить фотоаппарат не за 5 тысяч фунтов, как я рассчитывал изначально, а менее, чем за 2,5 тысячи. Как же я мог не соблазниться этим предложением!
Я бы насторожился, если бы увидел такое объявление в другом месте, но, поскольку пользовался аккаунтом Google, то подумал, что они-то уж точно фильтруют своих рекламодателей.
Я отправил письмо на адрес компании-продавца с просьбой уточнить, включены ли в сумму НДС и таможенные пошлины, мне прислали развернутый ответ, после чего я и сделал заказ. Я так собой гордился! Еще бы: мне казалось, что я - настоящий финансовый воротила, раз воспользовался таким выгодным предложением. Что касается оплаты, то представители фирмы сказали мне, что комиссия за перевод денег с карточки составит 17,5 процента, поэтому лучше перевести деньги непосредственно в их банк. Если у меня и оставались какие-то сомнения, то они сразу же развеялись, потому что банк NatWest, реквизиты которого мне прислали, - один из старейших и надежнейших в Британии. Электронный перевод занял всего 30 секунд. И вот я сижу и жду, когда в дверь позвонит почтальон с заказом.
Я ждал неделю, полторы, две. Тишина. Чувствуя некоторую неловкость, я все-таки написал письмо - мол, почему мой заказ задерживается? А уже на следующий день сайт поставщика попросту исчез.
Мое сердце сжалось. Я стал жертвой мошенников. И что же мне теперь делать? Молчать и не выставлять себя на посмешище или же рискнуть разочароваться вдвойне, обратившись в полицию? Скорее, со злости, чем в надежде, я написал письмо руководителю отделения NatWest, в которое перевел деньги, но мне никто не ответил. Тогда я связался с управляющим банком, Royal Bank of Scotland, но они сказали, что не могут обсуждать со мной этот вопрос и заверили меня, что не будут обращаться в полицию.
Я пошел дальше и связался с Общеевропейским советом защиты потребителей. Написал им, что не жду возврата денег, но хотел бы получить свой заказ - не могли они мне помочь? В ответ я узнал, что компания, с которой я имел дело, никогда не регистрировалась в Британии, а ее сайтом управляли из Литвы. Напоследок мне посоветовали связаться с моим отделением полиции и омбудсменом по финансовым вопросам.
Молодой полицейский, казалось, отнесся ко мне с искренней участливостью и пообещал, что делом займется детектив - ко мне-де обратятся буквально через пару дней. А омбудсмен расстроил - сказал, что не имеет власти над британскими банками, но на всякий случай прислал мне форму для подачи жалобы. Меня не покидало ощущение, что я пробираюсь через запутанный лабиринт повернутых ко мне спин, пока преступники делят мои деньги.
Напоследок я написал письмо представителю Google Ireland Ронану Харрису, где описал свою проблему. Через неделю он мне позвонил и сказал, что моей жалобе уже дан ход. Это меня здорово удивило: в письме я даже не упоминал название фирмы. Однако я попытался выяснить, каким образом мошенник заполучили такое "золотое" место для своего баннера - вверху страницы моего почтового ящика. Харрис объяснил, что объявления выбирает их "анализатор качества", исходя из того, сколько готов заплатить рекламодатель - это своеобразный аукцион. Правда, как продавец-мошенник может подтвердить свою благонадежность, Харрис не рассказал.
Я не сомневаюсь в искренности соболезнований Харриса, но Google не несет никакой ответственности за мошенничество со стороны своих рекламодателей. Хотя я и предоставил Харрису название фирмы, спустя пять дней их реклама все еще висела на баннере в моем ящике. Я попытался позвонить в Google, чтобы указать Харрису на упущение, однако автоматизированный сервис ответа на звонки не распознал его имя.
Да, я много вынес из этой истории, и это был неприятный урок, однако тысячи покупателей могут стать жертвой таких аферистов, поведясь на их мнимую респектабельность. Единственный совет, который я могу дать своим собратьям по несчастью - не тратьте свое время на попытки добиться возмещения ущерба.
Еще по теме:
Шопоголизм: распознать и вылечиться!
Общество анонимных... шопоголиков