Высокой моде дали второй шанс

В нашем противоречивом мире, где порой одиозные объекты признаются шедеврами искусства, одним из эталонов подлинного мастерства и высочайшего художественного вкуса остается Haute Couture. Последние показы Высокой моды в Париже продемонстрировали ее жизнестойкость в ответ скептикам, считающим, что поточное производство одежды уничтожит высочайшее портновское искусство.

Чтобы убедится в том, что Haute Couture - высшее выражение моды, достаточно увидеть, как с десяток мастериц вышивают вручную деталь платья или обрабатывают специально привезенные с другого конца света перья для очередного шедевра. Трудоемкое и редкое искусство, купить предметы которого может узкий круг лиц во всем мире (не многим более 200 человек).

«Высокий пошив» давно перестал быть рентабельным. Позволить себе вечернее платье, сделанное на заказ в единственном экземпляре, могут только королевские особы, жены миллиардеров или мировые звезды. Цены на одежду haute couture начинаются от 15 тыс. евро, а в знаменитом Доме моды - от 40 тыс. В рекламных целях платья даются напрокат знаменитостям, но очень избирательно. Идеальный клиент haute couture за год размещает три полноценных заказа. 

На последней Неделе Haute Couture были представлены более 20 коллекций. Новые имена, показы молодых дизайнеров Maxime Simoens и Iris Van Herpen, возвращение Versace на подиумы от кутюр после восьмилетнего перерыва, участие в Неделе Высокой моды Джамбаттиста Валли, как полноправного Кутюрье - все это вселяет оптимизм в сердца поклонников высочайшего портновского мастерства.

Стоит отметить, что Парижский Синдикат Высокой моды (Французская организация, определяющая грань между дизайнерами и Кутюрье), должен был наблюдать за коллекциями Валли пять лет и только после этого принять решение о включении его марки в ограниченный круг haute couture. Но члены Cиндиката, высоко оценив талант итальянца, определились гораздо быстрее.

Организация, о которой идет речь, была учреждена еще в 1868 году англичанином Чарльзом Вортом, открывшим тогда свой Дом мод в Париже. Ворт был первым  Кутюрье, начавшим диктовать клиентам свое видение моды. Он считал себя не портным, а художником. В число заказчиц этого Кутюрье входили девять королев (Британская королева Виктория в их числе).

Называться Кутюрье могут только члены «Chambre Syndicale de la Haute Couture». Для вступления в его члены необходимо отвечать строгим требованиям - изготавливать модели только по индивидуальному заказу и только с применением ручной работы (сейчас не менее 70%). Чтобы быть причисленным к Домам «от-кутюр», всё произ­водство - центральное ателье, мастерские, магазины - должно находиться в Париже и подпадать под юрисдик­цию французского Департамента промышленности.

Дом обязан иметь не менее 15 служащих и представлять коллекции два раза в год: в каждом дефиле по 35 платьев для дня и для вечера. (В 2001 г. число нарядов было сокращено). Дома, чьи штаб-кварти­ры находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами. Например, Armani, Versace и Valentino.

Высокая мода - это единственные в своем роде вещи, на создание которых уходит до 150 часов работы и более. Уникальность вещей "от кутюр" заключается также в использовании дорогостоящего труда высококлассных ремесленников, которые изготавливают в традиционных для Франции специализированных ателье кружева, плиссировку, украшения из перьев, пуговицы, цветы, бижутерию, перчатки и шляпы по заказу домов мод.

Несмотря на проблемы, Haute Couture, благодаря во многом новым клиентам из России и Азии, демонстрирует свою жизнеспособность. Начиная с 2005 года «от кутюр»

переживает подъем вместе со всей индустрией роскоши. Например, «Жан-Поль Готье» и «Живанши» заявляют о 30% увеличении заказов, а «Кристиан Диор» стабильно продает до 45 платьев сразу после очередного дефиле. В Домах «от кутюр» надеются, что в мире наступила "мода на Высокую моду".

Как же не хочется растерять в век машинного производства одежды масс-брендов эталонные образчик ручного швейного мастерства! Но задумываться о скором закате Haute Couture рано. Пока существуют хотя бы те двести с небольшим клиентов, у Высокой моды есть шансы.

А также: Звездные траты на красоту и роскошную жизнь

Art Deco - последний шик столиц Европы

Неделя Высокой моды в Париже