В прошлом году на процедуры, направленные на облагораживание облика, американцы потратили больше, чем когда-либо. Почему вдруг граждане США так озаботились своей внешностью? Пусть это покажется нелогичным, но причина кроется в ослаблении экономики. Когда люди не могут себе позволить большие радости, они переключаются на маленькие приятности.
Американское общество пластических хирургов (ASPS) отмечает, что количество пластических операций в прошлом году снизилось на два процента, тогда как малоинвазивные процедуры стали на шесть процентов популярнее. Самыми востребованными оказались инъекции ботокса и диспорта, инъекции филлеров, химические пилинги, лазерная эпиляция и микродермабразия. "Спрос на процедуры по омоложению лица показал наибольший рост в 2012 году, — говорится в пресс-релизе ASPS. — Сюда входят и рекордные 6,1 млн инъекций ботулотоксина для избавления от "гусиных лапок" и морщин".
И хотя общее количество операций упало, пациентов, обращающихся за подтяжкой лица и век, стало больше на шесть и четыре процента соответственно. Психологи называют такое явление "эффектом губной помады": если человеку приходится сократить свои расходы, он начинает больше тратить на "утешительные призы". Вместо нового костюма он купит себе парфюм. Вместо дизайнерских туфель — пресловутую помаду. Или, как в данном случае, потратится не на дорогостоящую ринопластику или абдоминопластику, а на ботокс.
Обеспеченных американцев это мало касается: они по-прежнему готовы инвестировать в свою внешность, хоть и с большей осторожностью достают свои платиновые карточки. К примеру, в последнем квартале прошлого года они потратили на спа-процедуры и походы в салоны красоты больше, чем обычно, доказав, что от ухода за собой не откажутся ни при каких обстоятельствах. Та же тенденция наблюдается и в секторе продаж: на декоративную косметику американцы потратили на семь процентов больше, чем годом ранее, на уходовую — на десять процентов.
Читайте также: Укол красоты, или Молодость без скальпеля
Все эти пузырьки и баночки покупаются не только ради красоты: приятным побочным эффектов является улучшение настроения. "Обычно мы слышим что-то вроде: "Я буду продолжать покупать косметику, потому что благодаря этому лучше себя чувствую. Тут больше эмоциональных причин, чем логических", — объясняет Карен Грант, аналитик индустрии красоты. Что интересно, американцы с большей готовностью тратятся на продукты, находящиеся верхней части ценового спектра.
И дизайнерские духи и кремы для глаз запредельной стоимости покупают не только богачи: "Люди приобретают эти маленькие предметы роскоши вне зависимости от того, могут они себе это позволить или нет. Они находят деньги за счет экономии на других вещах. Это приличные траты. Я говорю о подарочных наборах стоимостью в 300 долларов и других подобных покупках".
В 2011 году Дэниел Хамермеш, профессор экономики в Университете Техаса, объяснил, насколько важен внешний вид на работе: "Одно исследование показало, что сотрудник, относящийся по своему внешнему виду к низшей категории из семи, зарабатывал за год на 10-15 процентов меньше, чем работник той же квалификации, но из высшей категории.
В среднем, разница составляет 230 тысяч долларов". Далее, несимпатичные сотрудники расплачиваются за свой непривлекательный внешний вид девятью процентами зарплаты, а вот те, на кого приятно посмотреть, получают пятипроцентную премию — неофициально, разумеется, — за красивые глаза.
Годом ранее в Chicago Tribune появилась заметка касательно того, что работники солидного возраста полагаются в карьере не только на свой опыт, но и на внешность, все чаще пытаясь повернуть время вспять при помощи лифтинга век, отбеливания зубов и лечения облысения. "В то время, как большинство пожилых людей, ищущих работу, сосредоточены на поддерживании своей квалификации на должном уровне, многие применяют тот же подход и по отношению к собственному лицу", — писал автор.
Читайте также: Психологические причины проблем с кожей
Ряд последних исследований также показал, что расходы на красоту в период нестабильного экономического положения — это инвестиции в счастливое будущее. Сара Хилл, доцент кафедры социальной психологии Техасского христианского университета, говорит, что рецессия заставляет женщин прилагать больше усилий для привлечения мужчин, откуда и вытекает рост расходов на косметику.