Татьяна Полякова: "Первую книгу я написала на спор"

Разговор со звездой
Татьяна Полякова:

Татьяна Полякова - автор ироничных и авантюрных детективов. "Для меня, как для человека читающего, книги - огромное счастье в жизни. В тяжелых ситуациях они действительно спасают. Это подтверждают и письма моих читателей, для них книги - возможность уйти в параллельный мир. Для меня, безусловно, тоже. Человеку трудно существовать только в одном измерении".

Татьяна Полякова: "Литература связана с воспитанием"

- Татьяна, говорят, что вы пишете ваши рукописи от руки... Придерживаетесь традиций?

- Каких-либо негативных эмоций к современной технике я не испытываю. Не читаю книг в электронном виде потому, что мне нужно ощущать её - держать в руке, чувствовать запах типографской краски. Одним словом, получать удовольствие от процесса. Когда я работаю за компьютером - отвлекаюсь на форматирование текста, теряю сюжетную нить. В тетради можно использовать любые сокращения, писать в любой части листа. И, конечно же, тетрадь не может сломаться или по ошибке удалить половину написанного в ней текста.

В электронный вид мои рукописи переводит секретарь. А еще работать в тетради - сила привычки, работаю уже 17 лет. Когда я начинала, такой компьютеризации в масштабах страны не было. Моя первая книга вышла в далеком 1996 году.

- Расскажите, как вы начали писать вашу первую книгу?

- Первую книгу я написала на спор. Один из моих друзей, поэт, сопровождал меня в книжном магазине. Там девушки покупали по 10-15 книг любовных романов за заход.

Когда я это увидела, обратилась к своему спутнику: «Ты же лирик, что тебе стоит написать парочку таких романов? Прославишься, денег заработаешь». А он мне отвечает: «Ты думаешь, это так просто? Жанровая литература сложна для исполнения».

Слово за слово, у нас завязался спор. «Не думай - говорил он, - что раз она вся проста для прочтения, её так же легко писать». В итоге, мы решили написать по детективу - он свой, я - свой.

- А вы до этого ничего не писали?

- Писала. У меня было какое-то количество произведений.

- Надо полагать, тогда вы писали для себя?

- Это была некоторая попытка самовыражения. Даже мысли не было когда-либо издаваться. В советское время для этого нужно было предпринять слишком много не относящихся к написанию книги действий. Но я увлеклась спором, и как женщина ответственная, честно всё это наваяла, а он, как мужчина, лентяй, на тридцатой странице иссяк. Мой детектив ему очень понравился, он счел его законченным произведением, не нуждающимся в редактуре. Мало того, он отправил её в издательство без моего ведома.

Через некоторое время мне позвонили, предложили встретиться. Думала, что это был розыгрыш. Мне представился сотрудник издательства, а я представилась сотрудником приёмной Тарантино. Хотя, в конце концов, встретились и поговорили. Меня попросили написать что-нибудь ещё. И я написала. На следующее произведение ушло 28 дней, хотя я ещё и работала.

Я была так счастлива, что моё творчество интересно и востребовано, такой кураж был... Когда книжка вышла, она была на третьем месте в топах. Её заметили, и это было главное. А потом мне предложили долгосрочный договор на 6 лет. Мытарства и хождения по издательствам у меня не было.

- В ваших книгах лейтмотивом идет тема авантюризма. Как вы думаете, ваши книги привносят это качество в жизни читателей?

- Авантюризм авантюризму - рознь. Мы не призываем человека в 2 часа ночи гулять по территории гаражей в поисках приключений. Это не авантюризм, это большое духовное нездоровье. А вот если человек в 40 лет вдруг решает жить так, как он хочет и начинает что-то для этого делать... Многие люди хотели бы жить иначе, но, к сожалению, что-то их удерживает. Как правило, какая-то ерунда.

- И вы своими произведениями в какой-то мере помогаете этим людям...

- В силу ряда причин - консерватизма, социального статуса, опыта - я не стремлюсь к революционным потрясениям. Но не всё из того, что я вижу вокруг, мне нравится. Сейчас например, огромное количество людей всерьёз считают, деньги - смысл жизни. На самом деле они не понимают, деньги не приносят счастья. Прожить всю жизнь, чтобы отдыхать в Египте, купить квартиру в южном Бутово и ездить на китайском внедорожнике - для меня это невыносимо. Мне хочется повлиять.

Эрнесто Че в нашей жизни должен присутствовать, хотя бы и на футболках. Он - единственный политический деятель в современном мире, который не оставил своим детям материальных благ - только своё имя и часы.

- Расскажите о ваших взаимоотношениях с интернетом.

- Я не очень активно реагирую на свой сайт. Люди, которые хотят пообщаться, найдут возможность сделать это в реальной жизни. Свободное время я трачу по-другому. По ряду причин я стала очень серьезно относиться к своему свободному времени. Я вдруг осознала, что всё то, что я хочу сделать, я должна делать сегодня. Именно сегодня, не позже. Иначе можно не успеть.

Пришло очень четкое понимание нужных вещей. И нет желания заниматься ненужными. Зачем мне писать на всех этих страничках о том, во сколько я сегодня встала, с кем пила кофе и где буду проводить сегодняшний вечер? Не думаю, что это сильно поднимет мою популярность.

- Вы открыты перед читателями?

-Да, я открыта перед нормальными людьми. Не люблю фанатизма - восторженных людей и критиканов. Не может быть абсолютно всё плохо или все хорошо. Я не люблю футбол, но мне не придет в голову кричать на площади, что футболом увлекаются только идиоты. Если полмира его смотрит, значит, в нем есть какой-то смыл, неблизкий мне. Отзыв определенных личностей о том, что детективы - недостойное чтиво, сродни вышеописанному отзыву о футболе.

- Вы считаете, что институт литературной критики у нас не развит?

- Представьте себе, что я написала критическую статью о некотором произведении. Куда мне её отправить? Выложить в интернет? Какие журналы у нас её напечатают? Титаны критики - Белинский, Добролюбов - под стать титанам литературы - Гоголю, Тургеневу. Когда меня упрекают сегодняшней литературой, я отвечаю - каковы критики, таковы и писатели.

Бывает, приходит молодежь и заявляет мне: «Мы детективы не читаем, нас интересует что-то серьезное». А на вопрос, что конкретно, обычно называют Коэльо, Мураками...

Когда я спрашиваю, как относятся к Фоеру, Эллису, Бэнксу..., я вижу, что они не имеют ни малейшего представления о современной литературе. После этого слышать какую-то критику в свой адрес я могу только с внутренним хохотом. Прежде чем критиковать автора, имеет смысл хотя бы прочитать столько же, сколько и он. Чтобы «критик» и автор были на равных.

- Глянцевые журналы рекламируют всякую ерунду?

- Интересны всегда люди ищущие. А кому может быть интересен человек, свято верящий в обзоры? Разве только тем, кто эти обзоры пишет.

- У вас особое общество, своя компания, кто ваши друзья?

- Компанию вообще стоит подбирать по интересам. Иначе вас не будут понимать и рано или поздно начнут посмеиваться, «подрезать крылья». Если вы любите книги и хотите говорить о них, не стоит делать этого с людьми, не вполне осилившими букварь. Возникнет конфликт культур. Ищите единомышленников, тем более что в сегодняшний век интернета это гораздо проще, чем когда-либо раньше. Нужно создавать себе комфортные условия для той жизни, которую вы лично хотите прожить. Чтобы жить интересно и насыщенно, чтобы не быть в вечном состоянии согласованности, когда ты слушаешь из вежливости, и тебя слушают из вежливости.

Один день так проходит, потом второй... а потом внезапно - полжизни. И приходит кризис среднего возраста - «О боже! Я полжизни потратил на обсуждение футбола, который мне не сдался».

«Знаю много, живу как все» - такой подход к жизни является одной из современных проблем. Кто-то просто живет, не задумываясь, валит на обстоятельства, на жизнь, на «все так живут». Хочешь жить как все - ради бога. А литература, если вернуться к началу нашего разговора, - один из способов познать жизнь. Для меня это самый простой способ - через чтение и через написание. Для меня это сильный способ познания мира. И приятный. Самый комфортный для меня.

Беседовал Дмитрий Риш

Код для вставки в блог