ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ (лат. instinctus — побуждение) - это сложные наследственно обусловленные реакции сексуального типа, возникающие в ответ на внутренние и внешние раздражители с побуждением к осуществлению тех или иных сексуальных действий.
Сам по себе половой инстинкт ориентирован на половой путь размножения и сохранения вида во времени и является общим механизмом для животного мира, обретая свою специфику у человека.
В структуру полового инстинкта входят не только безусловные половые рефлексы, но и целостные сексуальные реакции, включающие в себя некоторый минимальный опыт индивидуального наблюдения и полового поведения. Вследствие этого половой инстинкт человека претерпевает определенную модификацию на протяжении всего периода жизнедеятельности: от проявления простого полового любопытства и интереса к представителям противоположного пола в детстве к выраженному половому влечению (см. Либидо) и потребности в половом акте (коитусе) в детородный период и, наконец, утрате влечения и интереса к сексуальной жизни в старости.
К. Леонхард выделяет пять типов полового инстинкта, обращая внимание на их общность и различия для мужчины и женщины:
- инстинкт сексуальной приверженности с чувством наслаждения при сексуальном приближении к объекту (преимущественно мужской инстинкт);
- сексуального предлагания с чувством наслаждения от сексуального сближения и раздражения (женский);
- сексуального властвования с чувством наслаждения от него (мужской);
- сексуального подчинения с чувством наслаждения от подчинения (женский);
- сексуального возбуждения с чувством наслаждения от ощущения видимого наслаждения, доставляемого партнёру (мужской и женский).
Третий и четвёртый варианты инстинкта отражают садомазохистские приверженности (см. Садомазохизм), свойственные мужскому и женскому полу и играющие определённую роль для получения сексуального наслаждения и удовлетворения.
Половой инстинкт является базовой основой сексуального влечения и формирования половой любви. Он проявляется не только через физические побуждения. Первичными могут быть и чисто психические побуждения и ориентации с последующим включением физических компонентов сексуальности. Например, в подростково-юношеском возрасте у мужчин доминирует физическое влечение (период юношеской гиперсексуальности), в то время как для девушек характерна физиологическая фригидность с высоким уровнем притязания на духовную близость, то есть чисто психологическое инстинктивное влечение к любви и сближению с избранником.
Особое значение инстинктам придавал З. Фрейд.
Его учение о бессознательном, о формировании на его основе детской сексуальности и значении впечатлений детства для всего последующего строя сексуальности индивида, концепция эдипова комплекса, вычленение из личностной структуры "оно" как глубинной подструктуры душевного аппарата, содержащей безудержные сексуальные и агрессивные влечения, фрейдовская символика и трактовка сновидений, наконец, учение о сексуальном либидо и различных формах его проявления — всё это далеко не полный перечень вопросов, имеющих отношение к инстинктам и в известной мере составляющих суть фрейдизма и конкретного материала психоанализа.
Либидо в теории Фрейда
В процессе взросления, смещение области концентрации энергии либидо по телу обуславливает развитие человека. В теории психосексуального развития Фрейдом определены следующие стадии:
- оральная стадия (от рождения до 1,5 - 3 лет) - удовольствие от сосания материнской груди;
- анальная стадия (от 3 года до 5 лет) - связана с приятными ощущениями, получаемыми ребенком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;
- фаллическая стадия (от 5 до 7 лет) - сексуальное исследование, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек;
- латентная стадия (от 7 до 12 лет);
- генитальная стадия (от 12 лет).
Нарушения развития либидо, по Фрейду, приводит к психическим расстройствам. Либидо лежит в основе всего поведения, которое приводит к получению удовольствия.
Либидо в теории Юнга
Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию человека, а сексуальность - лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую ее разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана, а также прослеживает корни этого современного понятия в анимистических представлениях примитивных народов, которые он считал несомненным свидетельством того, что человек всегда испытывал потребность найти конкретную форму для сознаваемого им динамизма психических событий.
А также:
Либидо. Медицинская энциклопедия
Основной инстинкт мешает жить?
Гиперсексуальность. Медицинская энциклопедия
Основной инстинкт в выборе партнера