ПОЛИГИНИЯ (поли... + греч. gyne — женщина, жена; синоним — многоженство) - это форма брака, свойственная преимущественно патриархату (см. Патриархальная семья).
Ранние формы многоженства встречались ещё при матриархате.
Позднее полигиния являлась сравнительно мало распространённой формой брака и была доступна только представителям знати. Сохранилась у некоторых народов, главным образом мусульман.
Многоженство наблюдалось также и у отсталых в социальном развитии народов: у тасманийцев, аборигенов Австралии, бушменов и пигмеев Африки и др.
Виды многожёнства
Многожёнство подразделяется социальными антропологами на
- сороральное
- и несороральное.
При сороральном многожёнстве все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральном - не являются.
Согласно Etnolog.ru, сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у
- западных и северных шошонов,
- луисеньо,
- пайютов,
- яганов,
сохранялось у
- черноногих,
- дакота,
было распространено у
- хиваро,
- апачей,
- ботокудо (для старейшин и искусных охотников),
- чинуков (особенно у знати),
также практиковалось у индейцев Субарктики и северо-западного побережья Северной Америки:
- чипевьян,
- тлинкитов,
- инну,
- кри,
- оджибве,
- слейви,
- хайда,
- танаина (в последнем случае в основном у богатых),
сохраняется у
- куикатеков,
- уичоли,
- цоцили,
- панаре (правда редко),
- вождей шаванте
- и нутка.
Однако в интернет-источниках по этнографии часто смешиваются понятия сорорат и сороральное многожёнство, что затрудняет их разделение.
Многожёнство и религия
Иудаизм и многоженство
Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25:5-10). Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства. Майкл Куган, напротив, утверждает, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры.
В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:
- Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
- Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.
Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те йеменские евреи, которые уже стали многожёнцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу (применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль).
При этом есть следующие ограничения на многожёнство:
Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её...- Левит 18:18
Если кто возьмёт себе жену и мать её: это беззаконие.- Левит 20:14
Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жён»(Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён».
Из троих праотцов еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова - только Исаак был одножёнцем.
У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, первую из них - Агарь - ему дала Сарра по той причине, что сама родить не могла. Иаков же стал многожёнцем не по своей воле - когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет за свою жену Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили её сестру Лию, что Иаков обнаружил только наутро. И хотя неделю спустя он сыграл свадьбу и с Рахилью, но за Лию ему пришлось работать на Лавана ещё 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе в помощь служанок (Зелфу и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Иакова, но и считались «как бы» единоутробными братьями детям законных жён. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей - 12 родоначальников колен израилевых и одну дочь.
В современном иудаизме существует движение «А-баит а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000 летнего запрета на многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».
Список многожёнцев, упомянутых в Танахе:
- Авраам имел жену Сарру и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агарь. После смерти Сарры Авраам взял в жёны Хеттуру. Бытие. 25:1-6
- Ламех имел двух жён: «И взял себе Ламех две жены». Бытие. 4:19
- Иаков имел двух жён: сестер Лию и Рахиль, и служанок жён - Валлу и Зелфу. Бытие. 29:30
- Исав имел трёх жён: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. (Бытие. 26:34, Бытие. 28:9)
- Гедеон: «У него много было жён. Также и наложница». (Суд. 8:30-31)
- Соломон имел 700 жён и 300 наложниц. (3 Книга Царств 11:3)
Христианство и многоженство
В Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве.
Согласно канонической христианской точке зрения первоначальный брак получает благословение Божие (Быт. 1:28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов.
Согласно католической энциклопедии, Христос провозгласил изначальный Божественный закон моногамного и нерасторжимого брака и возвёл брак в достоинство Таинства.
Лютеранская церковь учит, что мужчина и женщина вместе составляют человеческую жизнь, их союз в браке являет собой основную форму человеческого бытия, и что с распространением христианской веры по всей земле брак с одним супругом стал нормой даже там, где были приняты другие формы брачного союза. В лютеранской церкви брак понимается как жизненный союз между мужчиной и женщиной и исключает возможность обозначать или понимать как браки иные союзы.
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам учит:
«Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2).
В Новом Завете высказывается требование к дьяконам, пресвитерам и епископам быть «мужем одной жены»:
«Диакон должен быть муж одной жены» (1 Тим. 3:12), «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит 1:5,6), «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2).
3-е правило 6-го Константинопольского собора гласило:
«Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятнадцатаго дня месяца января, четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц; отныне же определяем и вознобовляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священнаго чина».
В Правилах святого Василия Великого многожёнством (πολυγαμία) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (ρυπάσματα) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (κτηνώδες, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд.
Высказывались и другие точки зрения. Так, по мнению американского пастора Юджина Хиллмана, изложенному в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многожёнство для унификации христианского вероучения с греко-римскими культурными обычаями.
Архиепископ Англиканской церкви Нигерии Питер Акинола судил многожёнство среди христиан.
Ислам и многоженство
Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман Великолепный был официально женат лишь на одной женщине (Хюррем), а все остальные обитательницы его обширнейшего гарема жёнами ему не считались.
Индуизм и многоженство
У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.
Буддизм и многоженство
В буддизме вопрос многожёнства считается бытовым и лежащим вне компетенции религии.
Многожёнство в современном мире
В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многожёнство. А некоторые народы Африки даже после принятия христианства не отказываются от многожёнства.
Примерами многожёнцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума, имеющий 5 жён, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда, нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жён, а его предшественник Собхуза II, имевший 70 жён, намного превзошёл по количеству жён центральноафриканского императора Бокассы. Четвёртый Король Бутана, Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырёх жён, являющихся родными сёстрами.
По данным исследований американских биологов из Аризоны, опубликованным в журнале PLoS Genetics, многожёнство оказало большое влияние на генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом. Кроме того, даже в тех странах, где существует государственный запрет на многожёнство, разнообразие мужских хромосом также меньше, поскольку и в таких странах один мужчина чаще становится отцом детей от разных женщин, чем женщина - матерью детей от разных отцов