Мата Хари: эротика, шпионаж, курьез

Мата Хари никогда бы не будоражила сознание мужчин, когда бы не удачное сочетание эротики и шпионажа. Чего хочет настоящий мужчина? Его пытливый ум ищет разгадки тайн, а плоть властно требует тела красивой женщины. Волею судьбы Мата Хари оказалась таким "флакончиком" — два в одном. Появление нового искусства — кинематографа — подарило этой казненной женщине "вторую жизнь". На экране ее воплощали красавицы, тревожившие мечты. Но в истории разведки танцовщица и куртизанка осталась неким курьезом.

В русскую "Википедию" попала цитата из подполковника британской и голландской контрразведки Ореста Пинто, который считал, что "Мата Хари в глазах публики стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы ее не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней".

Вполне возможно, можно доверять подполковнику, но с ним трудно согласиться в одном уже хотя бы потому, что многие документы по делу Маты Хари остаются по-прежнему засекреченными. У каждого пишущего про эту женщину свое видение и своя правда, зачастую не имеющая никакого отношения к жившей некогда голландской красавице. Известные, но не всегда проверенные факты подвергаются обработке в соответствии со вкусами и мировоззрением авторов книг и кинофильмов, а многие архивные документы остаются за семью замками.

Маргарета Гертрюда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle), навсегда оставшаяся в памяти под своим сценическим псевдонимом Мата Хари, казненная по приговору французского военного суда в 1917 году, на протяжении почти века (95 лет) привлекает к себе самое пристальное внимание. Ее имя стало синонимом для обозначения шпионок, особенно когда они хороши собой. Однако до сих пор у серьезных исследователей и историков разведки существуют сомнения, шпионила ли она во время Первой мировой войны на немецкую разведку под псевдонимом H 21.

25 июля 1917 года Мата Хари, в замужестве носившая имя Маргарита Кэмпбелл (Marguerite Campbell), а также леди Грета Маклеод (Lady Gretha MacLeod), была разоблачена как агент-двойник и обвинена в государственной измене. Спустя три месяца она была расстреляна.

Сначала коротко о времени появления экзотической танцовщицы, которая с легкостью покоряла мужские сердца.

Париж 1904 года. Самый расцвет Belle Epoque - "Прекрасной Эпохи", как впоследствии назвали короткий временной промежуток начала прошлого столетия между Парижской всемирной выставкой и Первой мировой войной. Мужчины и женщины плавали в водоемах или на море раздельно, между местами для купания — высокая изгородь. Купальники закрывали весь торс целиком от шеи до щиколоток. Повседневная одежда скорее дает волю фантазии, нежели хоть чуть обнажает тело.

И вот в такое время на подмостки выходит обнаженная танцовщица. У нее припухлые губки и загорелое тренированное тело, ее груди соблазнительно колышутся в такт мелодии, а глазки призывно поблескивают. Добавьте еще пряный аромат Востока, и в буквальном смысле, и дышащий от красующегося на афише псевдонима: Mata Hari - "око дня", как малайцы поэтически называют солнце. Вот на такую "штучку" пресыщенная парижская публика клюнула.

Мата Хари выдумала себе биографию: "Я родилась в святом городе Джаффнапатаме (Jaffnapatam). Мой отец был знатным брахманом, моя мать храмовой танцовщицей (девадаси или баядерка. — Ред.), которая умерла в 14 лет во время родов. Меня вырастили священники храма. Они посвятили меня Шиве и ввели в святые мистерии любви". Это были корыстные выдумки с целью обыграть конкурентов.

На самом деле красивая девочка Маргарета, домашние ласково звали ее Грит (Griet), родилась в Голландии. В 18 лет она вышла замуж за своего соотечественника, который происходил из старинного шотландского рода. Офицер колониальной армии Рудольф Маклеод был старше своей жены на 20 лет. Типичный солдафон, но мужик с золотым сердцем, он служил в голландской Восточной Индии (в настоящее время — Республика Индонезия).

В 1902 году супружеская пара вернулась в Амстердам и после пяти лет брака развелась. Отец забрал дочь и переехал жить к другу, однако суд постановил вернуть дочку матери и обязал папашу платить алименты. Для Маргареты началась совершенно новая жизнь, и она решила уехать в Париж.

Когда началась война, Маргарет не вернулась в родную и нейтральную Голландию, а осталась во Франции. "Почему вы поехали в Париж?" — еще до войны спрашивали знаменитую танцовщицу репортеры. "Я не знаю, но думаю, что все прожженные женщины направляются в Париж", — отвечала Мата Хари.

В столице Франции она подрабатывала натурщицей, но эта работа была скучной и не приносила дохода. Затем начала танцевать. Отсутствие опыта и плоскостопие не способствовали ее успеху у публики, но, как признавалась сама Мата Хари, "люди приходили посмотреть на мои выступления только потому, что я осмелилась показать себя на публике без одежды".

Дебют Маргареты как восточной танцовщицы состоялся в салоне мадам Киреевской, певицы, занимавшейся организацией благотворительных вечеров. Грита говорила по-малайски и несколько раз видела танцы аборигенов на Яве и Суматре. На баядерку она, вопреки придуманной ею легенде, никогда в жизни не училась.

Французская разведка уличила Мату Хари в получении 20 тысяч франков от консула немецкого посольства и сотрудника кайзеровской разведки Карла Крамера (Karl Kramer). Женщина оправдывалась тем, что всего-навсего хотела получить компенсацию за конфискованные у нее в Берлине меха.

Во время следствия всплыли имена богатейших людей Европы, разведчиков из стран Антанты и противостоящей этому военному союзу Германии, высокопоставленных особ, герцогов, принцев и кронпринцев, которые пребывали в интимных отношениях с известной танцовщицей.

Международная обстановка лишь усугубила невезение Маты Хари. Пока она находилась под арестом во Франции, немцы начали стремительное наступление на Париж и правительство вынуждено было спешно бежать в Бордо. Кроме того, в союзнической России произошла февральская революция. Возможно, она заигралась, пытаясь создать свою систему шпионажа, не работая ни на одну из противоборствующих сторон.

15 октября 1917 года в Венсенском (Vincennes) лесу из 12 французских солдат Второго (артиллерийского) зуавского полка создали расстрельную команду, которой предстояло казнить красивую 40-летнюю женщину. Перед экзекуцией она отказалась надеть повязку на глаза. Ее последними словами были: "Я хочу посмотреть солдатам в глаза. Я горжусь своим прошлым. Я никогда не была шпионкой. Я была Мата Хари".

Читайте также:

Жаклин Кеннеди: дороже, чем танкер

Брижит Бардо: гадкий утенок, ставший великой красавицей

"Голубой ангел" Марлен Дитрих