Известно, что женщины в два-три раза чаще страдают от депрессий и тревожных расстройств. Традиционно это различие принято объяснять биологическими факторами. Однако ученые обнаружили, что на него влияют и вполне прагматичные социальные условия: к примеру, разрыв в заработной плате с коллегами-мужчинами.
Известно, что такие заболевания, как депрессия и генерализованное тревожное расстройство, примерно в два-три раза чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Ранее исследователи предполагали, что такая разница вызвана биологическими причинами — в частности, с изменениями в уровне гормонов, которые происходят на протяжении всей жизни женщины.
Однако последнее время ученые задумываются о том, что причины таких различий могут иметь не биологические, а вполне прагматические корни: к примеру, меньшую обеспеченность и более низкий уровень жизни.
Так называемый wage gap, или pay gap, разрыв в заработной плате — печально известный экономический феномен, когда мужчинам платят существенно больше за ту же работу при одинаковой квалификации и опыте. Разница в заработке варьируется от 10-15 процентов (к примеру, в Италии, Бельгии и Португалии) до 30 процентов и выше (Северная Корея, Япония, Эстония, Россия). В США разрыв в зарплатах довольно высок и составляет, по разным данным, от 15 процентов до 20 процентов.
Это побудило американских ученых задуматься: не тревога ли о деньгах делает женщин более уязвимыми перед депрессией? Ранее опросы уже показывали, что у людей обоего пола, которые беспокоятся за свою финансовую стабильность, в три раза чаще встречаются головные боли и язва желудка. Теперь исследователи из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете решили проверить, не связан ли более высокий уровень депрессии и тревожного расстройства у женщин с низкой заработной платой. К сожалению, их догадки подтвердились.
"Раньше было принято считать, что гендерные различия в частоте встречаемости депрессии и тревожного расстройства биологически обусловлены. Но результаты данного исследования позволяют предположить, что это различие намного больше зависит от социальных условий", — говорит ведущий автор исследования доктор Кэтрин Кейес.
Исследование базировалось на данных за 2001-2002 год и охватило более 22,5 тысяч работающих американцев в возрасте от 30 до 65 лет. Выяснилось, что равный доход существенно снижает шансы женщин получить депрессию или тревожное расстройство.
Женщины, чей доход был ниже, чем у коллег-мужчин (выполняющих ту же работу и имеющих равную квалификацию), вероятность заболеть депрессией повышалась в 2,5 раза по сравнению с мужчинами. А вот среди женщин с заработком, равным мужскому или даже более высоким, и подверженность депрессии "уравнивалась".
Шансы на тревожное расстройство у женщин оказались в целом выше, чем у мужчин, однако финансовое положение играет существенную роль и здесь. У сотрудниц с более низким заработком вероятность получить тревожное расстройство было выше в целых четыре раза, но у тех, кто получал равную с мужчинами плату, — только в два раза.
К сожалению, эффективных способов борьбы с гендерным неравенством в оплате труда ни ученые, ни менеджеры пока не разработали. По словам Кэтрин Кейес, привилегии вроде выплат по декретному отпуску или хорошей медицинской страховки сглаживают проблему, но не решают ее полностью.
В 2011 году шведские ученые выяснили, что и присутствие женщин среди топ-менеджеров фирмы не помогает сократить разницу доходов ее сотрудников. Масштабное исследование охватило данные за 1996-2008 годы по всем государственным и большой выборке частных предприятий Швеции. Наличие женщин среди руководителей никак не влияло на разницу зарплат сотрудников женского и мужского пола. Не влияло оно и на гендерные предпочтения при найме сотрудников — в те отрасли, которые традиционно считаются "мужскими", по-прежнему нанимали больше мужчин.