В преддверии новогодних праздников многие люди ищут объявления о распродажах, просматривают каталоги товаров, планируют походы по магазинам… Но есть люди, которые делают это регулярно и вовсе не потому, что им понадобилось прикупить какую-то конкретную вещь. Это шопоголики. Как узнать, относитесь ли вы к шопоголикам? И как бороться с этой напастью?
Большинство женщин обожают покупать одежду и косметику, а мужчины готовы тратить деньги на автомобили и гаджеты. Шопоголики же испытывают кайф от самого процесса покупки, а не от товаров, которые они приобретают. Шопоголики могут отправиться в магазин без намерения приобрести что-то конкретное, просто чтобы поднять себе настроение. Попав в магазин, торговый центр или на ярмарку, шопоголик буквально теряет контроль над собой. Шопоголик постоянно смотрит по сторонам, ему хочется купить все и сразу…
Шопоголик может приобрести какую-то вещь только потому, что она бросилась в глаза, даже если она ему совершенно не нужна… Кстати, после покупки шопоголик довольно быстро теряет интерес к купленному товару.
По магазинам шопоголик может ходить часами. Если у шопоголика есть деньги, он будет скупать всякую дребедень. Если денег нет, шопоголик будет просто любоваться на товары, может даже просить продавцов показать ему то одно, то другое, примерять вещи, торговаться, а потом уходить, так ничего и не купив…
К сожалению, шопоголизм не обходится без последствий. Шопоголик легко может просадить на шопинг всю зарплату и остаться без копейки денег, порой поставив в сложное положение всю свою семью.
По мнению психологов, истоки шопоголизма лежат в детстве. У одних родители уделяли слишком много внимания материальному благополучию, тому, чтобы все было, "как у людей". Другие выросли в бедности и теперь стараются компенсировать нехватку того, чего они были лишены раньше. Третьи воспитывались слишком авторитарными родителями и теперь стремятся возместить недостаток любви материальными благами…
Компании рекламируют свои товары с расчетом именно на таких вот личностей. Многие из них в рекламных лозунгах используют не описания реальных свойств товара, а психологический эффект, связанный с его приобретением: "Ведь ты этого достойна!", "Ты можешь себе это позволить!", "Тебе все позавидуют!", "Самый крутой", "Купи и стань счастливым!", "Почувствуй уверенность в себе!" и т. п.
Потенциальному потребителю внушают мысль о том, что приобретение данного продукта решит его сокровенные проблемы — даст счастье, любовь, уважение окружающих, уверенность в собственных силах…
Что же делать, если вы обнаружили у себя симптомы шопоголизма? Попробуйте выполнять рекомендации психологов.
Отправляясь за покупками, составьте список необходимого и строго его придерживайтесь. Либо возьмите с собой рационально мыслящего спутника, который сумеет удержать вас от лишних трат.
Если вы идете за продуктами, сначала поешьте. На голодный желудок вы купите гораздо больше еды, которой вам потом может и не захотеться.
Не ведитесь на скидки. Они нередко являются просто уловкой со стороны торговцев, а не реальным снижением цены. Поэтому покупайте вещь со скидкой только, если она стоит в вашем списке.
Берите с собой ровно столько денег, сколько вы намерены потратить. Лучше расплачиваться наличными, а не с банковской карты, так как, используя безналичный расчет, многие люди психологически готовы тратить больше.
Не делайте импульсивных покупок. Если вы "положили глаз" на какую-то дорогостоящую вещь, которой нет в вашем списке, попросите отложить ее до завтра или хотя бы на несколько часов. Часто на расстоянии вещь уже перестает казаться такой привлекательной.
Если вы делаете покупки по каталогам или в интернет-магазинах, "правила" во многом схожи. Основная рекомендация тут — не спешить с заказом товаров. Пометьте то, что вам приглянулось, и отложите момент заказа на несколько часов, а то и дней. Очень может статься, что в следующий раз желание купить вещь уже не будет таким острым.
Если вы хотите заняться покупками только, чтобы испытать душевный подъем, попробуйте поискать альтернативу. Некоторые шопоголики даже поступают так: набирают в супермаркете полную тележку товаров, оставляют у кассы и уходят… Ведь шопоголикам важен не факт покупки, а сам процесс! Можно также попробовать поискать занятия, которые отвлекут вас от шопинг-тура и принесут не меньше радости. Это могут быть поход на концерт, в кафе, на свидание, вечеринка или общение с друзьями, чтение интересной книги или просмотр хорошего фильма…
Если же вы чувствуете, что не в состоянии совладать со своей тягой к покупкам и это превращается в серьезную проблему, то воспользуйтесь помощью специалиста.