"Нет второго шанса произвести первое впечатление", — мантра для идущих на собеседование. И не забывайте, что встречают все-таки по одежке. В модных журналах и блогах куча советов, что надеть на рандеву с работодателем. Большинство претендуют на универсальность и рассчитаны на ударниц офисного труда. Но офисы бывают разные, да и ударницы тоже…
"У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление", — пишет модный блогер blondeinfashion. И она совершенно права: когда речь идет о собеседовании, важно не только ваше резюме, стрессоустойчивость и хорошая реакция. Советов о том, что надеть на первое свидание с потенциальным работодателем, в интернете масса. Но, как правило, все они претендуют на универсальность — и с расчетом на то, что подавляющее большинство россиянок жаждут влиться в офисный планктон. Может быть, так оно и есть, однако нельзя не учитывать нюансы. Итак, поехали.
Несмотря на распространенный совет креативно подходить к выбору имиджа и покорить сердце нанимателя какой-нибудь изюминкой, далеко не все будут рады взять на работу творческую личность — как бы прискорбно это ни звучало. Есть вещи поважнее, например, для финансовых организаций, включая банки, юридических контор и аудиторских фирм — не говоря уже о всяческих масштабных государственных организациях и их многочисленных дочерних структурах. Люди, проработавшие там не один год (а именно такие, скорее всего, и будут составлять о вас первое впечатление), привыкли оставаться в рамках дресс-кода, каким бы он ни был. Поэтому резко диссонирующие с общепринятым офисным этикетом элементы наряда могут вызвать отрицательную реакцию типа "нечего выпендриваться".
К счастью, положительный эффект классической комбинации "светлый верх + темный низ" еще никто не отменял. Все эксперименты с имиджем должны укладываться в это простое уравнение. Конечно, в нем есть переменные. Например, в вашей воле выбрать между юбкой-карандашом умеренной длины и брюками строгого покроя (желательно ниже щиколотки, со стрелками, без ремня, не skinny). Стремление выглядеть как можно "приличнее", если таковое возникнет, надо немедленно подавить — оно способно довести до крайностей типа юбок-макси или несуразной длины, которая у вас создает чувство защищенности и ассоциируется с почтенной матерью семейства или кем-то в этом роде, а работодателю напомнит легендарный фильм "Служебный роман" и немеркнущий образ "мымры".
Еще один прекрасный вариант — платье-футляр. Увы, в нем есть "но", и не одно. Во-первых, сам футляр должен быть скроен в соответствии со своим названием и облегать фигуру если не как вторая кожа, то по крайней мере как третья. Недаром про такие платья говорят, что их надо шить на заказ или подгонять после покупки, ведь даже "стандартная" фигура имеет свои нюансы, которые и призван подчеркивать "футлярный" покрой. Когда футляр тесноват в проймах или провисает складкой на спине, лучше не рисковать. Во-вторых, не для всякой фигуры такой фасон вообще подходит. И даже если вы влюблены в себя до умопомрачения, собеседование — это как раз тот случай, когда здоровая самокритика и объективный взгляд жизненно необходимы.
То же самое касается цветового решения: здесь, разумеется, есть поле для самовыражения, но оно не такое уж и просторное. Для комбинации светлого верха и темного низа нужен тщательный подбор гармонично сочетающихся оттенков, особенно если вы взяли на себя смелость выдержать их в одном тоне — например, подобрали нежно-сиреневую блузку к темно-фиолетовой юбке. При малейшем сомнении отдайте предпочтение проверенному варианту "белое или бежевое плюс черное". Хотя и в нем есть свои подвохи: модный нынче цвет "экрю" на практике может выглядеть желтоватым, особенно в жестком свете офисных энергосберегающих ламп. Такой оттенок ассоциируется с несвежестью, застиранностью и поношенностью, напоминая исподнее XIX века, причем зачастую аутентичное.
Аксессуары следует подбирать очень аккуратно. Лейблы, реплики и "высококачественные копии" товаров всемирно известных фирм отметаем сразу. Опознавательные знаки торговых марок в вашем образе могут привлечь ненужное и нелестное для вас внимание того, кто проводит собеседование. Но и изображать из себя святую простоту с ограниченным бюджетом — отнюдь не лучший вариант. Работодатель должен увидеть, что вы заинтересованы в хорошей зарплате, а не в оказании гуманитарной помощи.
Часы наденьте классические, однотонные, без блесток и заметных надписей. Выбирая серьги, лучше остановитесь на "гвоздиках": они всем идут и респектабельно выглядят, даже если стоят сравнительно недорого. Идеальный вариант — маленькие жемчужные пуссеты, причем необязательно из натурального жемчуга. Они прекрасно сочетаются с шейными платками сдержанной расцветки, образуя этакий "боевой комплект бизнес-леди". Платок берем ни в коем случае не дешевый, отметаем на корню анималистические принты, а также — на всякий случай — цветочки и прочие объекты изучения ботаников. Лучше всего, если после драпировки платка в декольте со стороны вообще будет непонятно, какой рисунок его украшает.
Претендуя на должность, где творческие способности входят в понятие профпригодности и повышают вашу цену на рынке труда, можно не ограничивать себя рамками классики. Сотрудники дизайнерских бюро, рекламных агентств, художественных студий, неделовых изданий и прочих не отягощенных дресс-кодом организаций зачастую любят выделяться из общей массы и обращают внимание на других, кто также из нее выделяется. Поэтому важно правильно расставить акценты в своем образе.
Оговоримся сразу: традиции есть традиции, и соискателям офисных должностей так уж откровенно нарушать их нельзя. Свежайшие тренды, особенно из категории "смелых" (например, свитера с принтом во весь фасад или брюки с контрастными лампасами неонового цвета), придутся по вкусу далеко не всем. И ведь нет никакой гарантии, что руководитель отдела кадров в самой что ни на есть творческой и продвинутой компании не окажется почтенной дамой в летах с четким предубеждением против последних писков моды.
Совсем отказываться от принтов не стоит, но надо строго контролировать их калибр и занимаемую площадь, чтобы они оставались элементом наряда, не превращаясь в его лейтмотив. Лучше "оттеснить" их в нижнюю часть костюма. Беспроигрышный вариант — одежда сложного кроя с дизайнерскими элементами типа драпировок, карманов, необычных воротников, оборок, рукава "летучая мышь" и модного нынче реглана. Хороши также палантины, броши, массивная металлическая бижутерия, какие-нибудь этакие ботильоны на высоком каблуке.
И, наконец, те самые универсальные правила, о которых мы говорили в самом начале:
- никакого "ню" — обнаженной спины, оголенного плеча, глубокого декольте;
- покрой должен быть облегающим, а не обтягивающим;
- макияж тем лучше, чем незаметнее (исключение — классическая красная помада, если она вам к лицу);
- сумку берем неяркую, отдавая предпочтение черной и коричневой коже, без бахромы, брелоков и прочих болтающихся причиндалов;
- беспроигрышный вариант маникюра — пастельный френч, все остальное уже с оговорками.
И последнее: вопрос "что надеть на собеседование" надо ставить перед собой заранее, а не перед выходом из дома. Причем желательно не просто продумать свой образ, а попрактиковаться со всеми деталями, включая помаду и бижутерию. Иметь богатое воображение прекрасно, но разочарование в придуманной комбинации и испорченное настроение накануне важной встречи — это минус в вашем "резюме".
Читайте также:
Секреты обольщения... и делового общения