Марсала - итальянский ответ английскому шерри

Что вы знаете о винах Италии? Конечно, красные виноградников Кьянти, и фруктовые белые с севера Италии, из Трентино и Альто-Адидже. Но есть в Bel Paese — сладкое десертное вино, которое используется в приготовлении сладостей на Апеннинах. Имя ему — марсала, marsala по-итальянски. Первой вино-антагонист английских шерри и порто стала выпускать дворянская семья из Палермо — об истории этого вина на фоне солнечных пейзажей Палермо и об империи Флорио и пойдет рассказ.

Как правило, только в эпоху Возрождения в Италии фамилии некоторых знатных семей ассоциируется с названиями городов, откуда они родом. Случай с семьей Флорио — это исключение из этого правила. И в XVIII, и в XIX веке кто говорит Флорио — подразумевает Палермо. Палермо, элегантный, залитый солнцем город, космополитичный и процветающий, ни в чем не уступающий самым известным европейским столицам, важный торговый центр Средиземноморья, порт и ворота в Великобританию, которая в те времена безраздельно господствовала на море!

Читайте также: Италия — земля суеверий и примет

Семья Флорио, впрочем, эмигрировала в Палермо из Калабрии после разрушительного землятресения 1783 года. Предприимчивые мужчины этой семьи сразу открыли магазин, торгующий специями и лекарствами, затем присовокупили к семейному бизнесу также и коммерцию тканей, меди, ловли тунца. Однако был в Палермо чрезвычайно доходный бизнес — монополия англичан, контролирующих торговлю сладким вином марсала, которое вполне могло поспорить с любимыми в стране туманного Альбиона шерри и порто. В 1832 году, один из семьи Флорио, Винченцо, решил попытать счастья и прикупил виноградники неподалеку от местного пляжа. Ему пришлось дождаться 1855 года, чтобы констатировать первую скромную прибыль, а спустя еще 6 лет пришел истинный успех!

Тем временем, история и семьи Флорио, и их семейного бизнеса оказывается тесно переплетенной с историей Италии. Когда в 1860 году на Сицилии высаживается Гарибальди со своей spedizione dei Mille, семья Флорио предоставляет в его распоряжение всю свою флотилию. И хоть Винченцо и полководец не встречаются лично, через пару лет легендарный Гарибальди станет для торгового дома Florio тем, кого бы в наши дни назвали бы testimonial, "лицом марки". В каталоге ликеров этой марки в честь знаменательного события появился даже новый продукт, "Garibaldi dolce".

Сын предприимчивого торговца Винченцо, Игнацио, женится на баронессе Джованне Дондес, их сын, тоже Игнацио, ведет к алтарю Донну Франка Джаконади Сан Джулиано, которую в народе называли "королевой Палермо". Успеху стратегически выгодных союзов сопутствует и успех в делах: совместно с другой семьей, Рубаттино, семья Флорио основывает Navigazione Generale Italiana, собственную судоходную компанию. А флотилия семьи Флорио к тому времени насчитывает 99 кораблей — и то только потому, что по закону у частных лиц не может быть больше кораблей, чем у государства (владеющего на тот момент 100 судами). Семья Флорио тогда — в пику — заказывают модель корабля в золоте и бриллиантах.

Читайте также: В стране пасты и пиццы: что едят итальянцы

Могущество клана Флорио настолько велико, что и сам город Палермо теперь зовут не иначе как Флориополи. Семья основывает Театр, который на то время превосходит по размерам лишь парижская Opéra, и свою газету, L'Ora. В начале XX века империя Флорио познает закат: в 1906 году винодельческое производство переходит в чужие руки, а в 1922 году Игнацио продает последние 10 000 акций некогда процветающей Florio & Co.

Сегодня от былой роскоши и успеха осталось только овеянное легендами и мифами имя — производство марсала под маркой Florio теперь контролирует Ilva, выпускающая знаменитый ликер Disaronno. Однако сладкий густой вкус итальянской марсалы от Флорио остался все тем же, каким он и полюбился англичанам сто восемьдесят лет тому назад. Попробуйте и вы на вкус dolce vita из Палермо!

Читайте об итальянской dolce vita в блоге автора "Москвичка в Милане"