Анорексический кризис среднего возраста

Обычно анорексию считают болезнью подростков и молодых девушек, однако это психическое заболевание нередко развивается и у взрослых женщин. За последние 11 лет в Британии количество случаев расстройств пищевого поведения у женщин в возрасте выросло на 42 процента. Большинство таких случаев — 78 процентов — приходится на долю дам старше пятидесяти.

До 54 лет Маргарет Брэдли никогда не задумывалась о своем весе. На диетах она сроду не сидела, а свою от рождения стройную фигуру — 47 килограммов, 42-й размер поддерживала занятиями спортом, регулярными походами в тренажерный зал и здоровым питанием. Маргарет всегда говорили, что она выглядит на десять лет моложе. Но когда ей исполнилось 54, она забеспокоилась, что с возрастом расплывется.

Поэтому перед Рождеством женщина решила скинуть несколько килограммов и для начала ограничила потребление калорий до 1250 в день. Вес Маргарет начал снижаться, но, на ее взгляд, слишком медленно, поэтому калорийность своего дневного рациона она урезала до 1000 калорий в день — то есть до половины рекомендуемой женщинам нормы. За год Маргарет похудела до 40-го размера, и, несмотря на просьбы своего мужа Кита, беспокоившегося из-за того, что жена потеряла слишком много веса, продолжила сидеть на диете.

"На завтрак я ела кашу, а в течение дня — только салаты. Я перестала ходить на обеды с друзьями, и в конце концов вообще отказалась от обеда. Я ела только перед Китом вечером и делала вид, что все в порядке. С одной стороны, я понимала, что похудела слишком сильно, но с другой, голос внутри меня твердил, что я не должна останавливаться на достигнутом".

Читайте также: Железные леди предпочитают эспрессо

Так Маргарет оказалась в тисках анорексии. Для женщин ее возраста последствия заболевания оказываются намного более тяжелыми, чем для девочек-подростков. За несколько месяцев Маргарет превратилась в развалину: "Мне пришлось бросить работу сиделки, потому что я слишком ослабла, и я даже не могла взять внуков на руки. Тем не менее, даже когда моя семья просила меня поесть, я отказывалась".

Пять лет назад, незадолго до своего 60-летия, Маргарет обратилась к терапевту с жалобами на боль в спине. Первое, что спросил врач — хорошо ли Маргарет питается, и она бодро соврала ему, ответив, что все в порядке. Однако терапевт настояла на том, чтобы Маргарет легла в больницу на обследование: "Чем больше килограммов я теряла, тем реже взвешивалась.

Оглядываясь назад, думаю, я просто не хотела знать, насколько мало я вешу, отказываясь признавать, что у меня проблемы. Поэтому, когда мне сказали, что я вешу 39 килограммов, для меня это стало шоком. Меня положили в больницу на две недели, кормили через зонд и давали протеиновые коктейли для бодибилдеров. Через несколько месяцев мне поставили диагноз "остеопороз" — в результате постоянной диеты я страдала из-за нехватки кальция, и мои кости стали хрупкими.

Я была в ужасе, когда врачи сказали, что у меня анорексия, и что я умерла бы через несколько месяцев, если бы не начала есть. Я всегда думала, что анорексия — это что-то, что касается только подростков. И когда друзья спрашивали меня, все ли в порядке, никто из них и не упомянул о расстройстве пищевого поведения. Теперь я понимаю, что анорексия — это когда ты не признаешь то, что делаешь со своим телом. Твой ум пребывает в смятении.

Я отказывалась осознавать то, что со мной происходит. Я даже не покупала себе одежду меньшего размера. Вместо этого я лишь туже застегивала ремень".Исследование, недавно опубликованное в International Journal of Eating Disorders, показало, что 70 процентов женщин старше 50 лет пытаются похудеть. "Нас беспокоит то, что все большее число взрослых женщин, обращающихся к нам за помощью, страдают расстройством пищевого поведения, — говорит Мэри Джордж из Beat, ведущей британской благотворительной организации по оказанию помощи таким, как Маргарет. — Довольно часто расстройства становятся результатом эмоциональной травмы — например, развода или потери близкого человека".

Читайте также: Недостатки, которые нравятся мужчинам

Частные клиники также отмечают рост численности таких пациентов. Доктор Алекс Йеллоулиз, директор клиники Glasgow Priory, констатирует: "Мы столкнулись с эпидемией неудовлетворенности своей фигурой среди женщин. Женщины среднего возраста становятся все более уязвимыми перед расстройствами пищевого поведения. После 40 они начинают больше задумываться о жизни — их дети покидают родительский дом, и они оказываются перед лицом больших перемен, да и приближение менопаузы сказывается. Они многого ожидают от жизни, но чувствуют давление со стороны социума: ты должна быть вечно молодой, бодрой, иметь насыщенную сексуальную жизнь и хорошую карьеру. И это давление дает о себе знать вот таким образом".

Сейчас, в 65 лет, вес Маргарет стабилизировался до 47 килограммов, но ее индекс массы тела составляет всего 15 при норме в 18,5-24,9. Здоровье Маргарет сильно ухудшилось — из-за остеопороза ее позвоночник искривился, и она потеряла в росте 10 сантиметров. "Это разрушило меня, — сетует Маргарет. — Мне так больно, что я едва могу подняться по лестнице. Врачи не могут обратить вспять развитие остеопороза — ущерб моим костям уже причинен. Я думала, диета поможет мне сохранить молодость, но вместо этого я постарела раньше времени. Я жалею, что вообще все это тогда затеяла".