НЕОФРЕЙДИЗМ - это направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма.
В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия.
Неофрейдисты, не отрицая взглядов Фрейда на одинокость личности и антагонистический характер её отношений с социальным окружением, признавая спонтанность мотивации изнутри, тем не менее определяющим фактором считают ту реальность, которая порождает межперсональные отношения. Такой реальностью считаются социальные процессы, а индивидуальные формы реагирования на них — любовь и ненависть, стремление к власти и к подчинению ей, устремлённость к чувственным наслаждениям и страх перед ними — продуктами социальных процессов.
Таким образом, если у Фрейда основным невротизирующим личность фактором считалось репрессирование свободы проявлений сексуальных потребностей, то у представителей неофрейдизма это — более широкое воздействие на личность и её свободу, вследствие чего возникают механизмы "бегства от свободы":
В результате происходит социологизация психологии при одновременной психологизации явлений (например, объяснение фашизма стремлением и готовностью людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, в том числе и путём подавления стремящейся к свободе сексуальной игровой потенции). Идея зависимости индивидуальных психологических конфликтов и травм от социальных воздействий привела к идее психотерапевтического регулирования этих воздействий (см. Психотерапия). Таким образом, произошло смещение от терапии личности к поискам средств излечения "больного общества". Иначе, индивидуальный невроз расценивается как частный случай коллективного угнетения, вследствие чего личность должна искать выход не через "бегство в болезнь", а через реализацию своих внутренних потенций. При этом наибольшая надежда возлагается на средства, выработанные древневосточными религиями.
Несколько отличается от классического неофрейдизма (но также входящее в движение постфрейдизма) новое направление в психоанализе под названием психологии "эго". Неопсихоаналитики этого направления пытаются преодолеть расщепление человеческой индивидуальности, декларируемое Фрейдом, путём восстановления в правах самостоятельности и стабильности личности. Для этого следует включить в "эго" механизмы ориентации в среде (перцепции), построение понятий (мнемических) и управление двигательными актами. Они не зависят от влечений (подсознательного), автономны, что подразумевает способность личности к самозащите от невротизации через их энергетическую активацию либо путём переключения первичной энергии влечений на нужды "эго".
В советской научно-философской литературе, ориентированной на догматическое признание только марксистско-ленинской сверхидеологизированной философии, неофрейдизм и другие направления постфрейдизма (как и ортодоксальный фрейдизм) подвергались беспощадной критике, причём отрицались или замалчивались и позитивные разработки в русле указанных учений. В последнее время критика стала более конструктивной, так как, обращаясь к изучению человека, нельзя отрицать в нём целый ряд проявлений, в том числе и относящихся к глубинным процессам психики и тем более воздействиям на них тех или иных факторов социальной действительности, самовоздействию и психотерапевтическому воздействию врача или психолога. Продуктивность критического подхода к фрейдизму, неофрейдизму и постфрейдизму в целом видится в признании многомерности, взаимодополняемости, а потому и неделимости биосоциальной природы человека.
Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.
Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших сподвижников Альфред Адлер (1870-1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.
Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.
Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.
Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост.
Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.