Случалось ли вам когда-нибудь соглашаться на сотрудничество с кем-то, а затем передумать? В этом нет ничего удивительного: мы можем загореться каким-то проектом, например, требующим финансовых вложений, под действием импульса, а потом, с течением времени, остыть. Недавно группа американских психологов смогла подтвердить это экспериментально.
На первом этапе эксперимента участников разделили на две команды по четыре человека. Каждому из них выдавали по 40 центов, а затем предлагали по желанию внести произвольную сумму в общий фонд. При этом организаторы обещали в будущем увеличить фонд вдвое и разделить эту сумму поровну на всех. Таким образом, если бы все четверо пожертвовали по 40 центов, они в итоге получили бы по 80 центов. Если же кто-то один сэкономил бы 40 центов, он все равно получил бы прибыль в 60 центов.
Тем не менее, не все торопились расставаться с деньгами. И те, кто дольше размышлял перед тем, как отдать деньги в фонд, вкладывали туда в среднем меньше, чем те, кто раздумывал недолго: 21 цент против 27.
На следующем этапе задание усложнилось. Всех испытуемых поделили на две группы и потребовали, чтобы первая группа приняла решение о сумме взноса в течение десяти секунд, а вторая, напротив, подождала десять секунд. И снова оказалось, что те, кто промедлил с решением, вносили меньшую сумму.
Несмотря на то что одна серия экспериментов проводилась в лаборатории, а вторая — среди удаленных респондентов, участвующих в проекте Amazon Mechanical Turk, были получены примерно одинаковые результаты.
По мнению ученых, это свидетельствует о том, что наша склонность к сотрудничеству имеет интуитивную природу. Так, если мы сразу не вложили деньги в какой-нибудь финансовый проект, то вероятность, что мы вложим их позднее, снижается. С этим связан и эффект "лохотрона": люди, которые добровольно отдают свои деньги мошенникам на улице, затеявшим какую-нибудь сомнительную лотерею, впоследствии, обдумывая свой поступок, сами недоумевают, как могли так поступить… Также, если мы сразу не купили какую-то вещь в магазине под предлогом того, что нам надо обдумать ее покупку, то маловероятно, что мы купим ее позднее… Прекрасно зная об этом эффекте, "лохотронщики" и продавцы стараются не отпускать потенциального клиента, пока тот не выложит денежки…
С течением времени мы анализируем ситуацию и приходим к выводу, что данный проект далеко не так привлекателен, как казался ранее. Но в первые секунды или минуты эмоции превалируют над логикой, и человек, скажем, готов отдать большие деньги за некачественный товар, который ему навязывают, только потому, что ему внушают, что вещь хорошая, а деньги совсем смешные…
Разумеется, в любых ситуациях лучше контролировать свои эмоции и брать тайм-аут, особенно если речь идет о том, чтобы потратить некую денежную сумму. Если в процессе научного эксперимента участникам по крайней мере гарантировалась небольшая прибыль, то реальный бизнес-проект может оказаться убыточным и вы можете потерять даже то, что вложили, да еще оказаться в долгах. Недаром же говорят: семь раз отмерь — один раз отрежь!
Читайте также: