7 простых шагов к созданию шедевра на шёлке: советы от художницы

Роспись по шелку – не обычное хобби. Кроме желания здесь требуется художественный вкус и умение рисовать. И все же, любуясь красотами батика, легко переоценить сложность их создания. Шёлк, кисти, краски – это всё, что нужно для сотворения своего собственного неповторимого полотна.

Художница в технике батик Мария Чухлебова раскрыла для «Правды.Ру» несколько секретов своего мастерства и дала ценные советы новичкам.

Для начала – немного истории.

В Европу и Россию батик пришёл с Востока в начале XX века. Правда, классический процесс изготовления воскового батика показался европейцам слишком сложным, поэтому был придуман иной, облегчённый метод, получивший название холодного батика. Его бум в России прошлого века связывают с именем знаменитого художника Льва Бакста. Он много работал над дизайном театральных костюмов, ввёл в одежду восточные мотивы и широко использовал технику холодного батика. Сейчас картины, написанные на шёлке, – это предмет роскоши, а батик в одежде – примета утончённого вкуса и стиля.

Итак, вы решили украсить свой интерьер авторскими шёлковыми полотнами. Или щегольнуть эксклюзивным платьем (рубахой, галстуком) с изысканной росписью. Варианта два. Во-первых, можно обратиться к профессионалу. Для этого нужно набросать примерный эскиз рисунка и запастись суммой от 7 до 15 тысяч рублей. Как пояснила Мария Чухлебова, цена зависит от срочности исполнения, сложности и площади росписи. Галстуки – подешевле, большие платки и шали – дороже, самое дорогое – картины. Чтобы подготовиться к творческой работе и «разгрузить» голову, попробуйте простые техники антистресса – как быстро снижать тревогу.

Второй вариант – куда более творческий и увлекательный – попробовать создать шедевр самому.

Что для этого нужно?

— Прежде всего – ткань, подрамник, краски, кисти, резерв, трубочка для резерва, кнопки и, разумеется, желание, — перечисляет художница.

— А что такое резерв?

— Наша главная задача – добиться того, чтобы краска растекалась на ткани так, как нам надо, и создавала нужный рисунок. Для этого и необходима резервирующая жидкость, она же резерв, или контур – он ограничивает линии рисунка. Выгоднее покупать резервы в банках и набирать их оттуда обычной трубочкой. Бывают они разных цветов, с блёстками, перламутром, золотые и серебряные. Красиво-дорого-богато.

— Как правильно подобрать ткань?

— Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях – ситец, бязь, полотно, батист. На первых порах неизбежны неудачи, поэтому гораздо лучше испортить рулон недорогого ситчика, чем потом убиваться над загубленным натуральным шёлком.

Вообще, как отмечает Мария, для холодного батика пригодны любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шёлковым тканям – креп-жоржет, креп-шифон, туаль, искусственный шёлк, крепдешин. Искусственные ткани (капрон, нейлон, подкладочная), хотя и довольно прочные, не отличаются благородством натуральной ткани. Если заинтересовались влиянием холода в косметике, вам будет интересно почитать о безопасных криоприёмах для лица – быстрые холодовые техники и про аккуратное умывание прохладной водой – как не пересушить кожу.

— Натуральный шёлк считается одной из лучших основ для батика. Хотя некоторым, например, мне, не очень нравится его прозрачность. Вообще не бойтесь экспериментировать, — советует наша собеседница.

— Итак, ткань выбрали. Как подготовить её к росписи?

— Её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура – специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида. Теперь ткань надо натянуть на обычный подрамник. Прикреплять к нему ткань можно обыкновенными кнопками, по всем правилам натяжки холста – сначала по углам, потом по центру. Чем больше кнопок – тем лучше. Края моих подрамников обычно напоминают спину броненосца. Натуральный шёлк натягивать сложнее всего, кнопки могут травмировать его. Нежная материя не терпит острых предметов…

Ткань надо натягивать очень туго, и её нити ни в коем случае не должны идти по диагонали, чтобы работу после снятия с подрамника не перекосило до неузнаваемости. Делайте паузы для плеч и шеи – простые «офисные» движения помогают не зажиматься.

— А на каких красках остановить свой выбор новичку?

— На первых порах можно купить отечественный набор красок для батика. Стоит он около 150–200 р. В набор, кроме самих красителей, входит трубочка для резерва и флакон самой резервирующей жидкости. Для «пробы пера» этого вполне хватит. Правда, на ткани они держатся плоховато – тускнеют. Из импортных хороши краски Marabu, AvantGarde или Gutta.

— Любые ли кисти подходят для батика?

Лучшие кисти для батика, как и для акварели, – соболиные, но они весьма дороги. Более доступны беличьи. Кисти из пони, козы, коровьей шерсти хороши только на начальных этапах. Синтетические кисти отличаются от натуральных тем, что плохо впитывают и удерживают воду. Зато они могут быть полезны для создания специальных эффектов и фактур.

Базовый набор кистей:

— Итак, ткань – на подрамнике, кисти, краски, трубочки – на месте, руки чешутся начать наводить красоту. С чего начнём?

— Прежде всего, нарисуем на бумаге эскиз будущей картинки в натуральную величину и обведём контуры тёмным фломастером. Рисунок подкладывают под подрамник с тканью. Для удобства его можно прихватить по краям скотчем, чтобы он не смещался. Рисунок должен просвечивать через материал, как сквозь кальку.

Теперь набираем в трубочку достаточное количество резерва и обводим все линии по контуру. Процесс очень кропотливый и занимает много времени. Контур обязательно должен быть замкнутым. Нюанс в том, что нанесённый резерв виден плохо, к тому же его очень легко смазать рукой – будьте аккуратны.

После обводки убираем рисунок и ставим подрамник с тканью сохнуть. Импортные резервы полностью высыхают за сутки, отечественные – часа за два-три. Затем разводим краски и начинаем осторожно покрывать поверхность. Тут никаких советов дать не могу, каждый красит кто во что горазд…

— На первых порах неизбежны огрехи. Можно ли их исправить?

— Например, чтобы исправить протечку в том месте, где контур пропустил краску, я всегда держу наготове фен. Хорошенько сушу, затем беру трубочку и исправляю ошибку. Убрать излишки красителя можно ватной палочкой, смоченной в спирте. Таким образом можно наносить и оригинальные узоры.

— А есть ли ещё какие-то приёмы, которые помогут придать нашей картине особенный вид?

— Можно, например, использовать крупинки обыкновенной поваренной соли: она притягивает краску, а поверхность вокруг неё высветляется. А гранулы мочевины, наоборот, отгоняют от себя краску, так что после высыхания отбеленную поверхность можно заполнить другой краской. Для придания работе окончательного лоска можно пройтись кое-где блёстками или цветным перламутровым контуром.

— Работа закончена?

— Не спешите… Ещё нужно закрепить рисунок. Простейший способ – прогладить ткань с изнанки утюгом, желательно с функцией отпаривания. Можно поэкспериментировать с микроволновой печью, только на ткани не должно быть перламутровых и блестящих контуров, так как в их состав входят частицы металла.

Это, конечно, только введение в технику росписи по шёлку – «верхушка айсберга». Импровизируйте, экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, создавайте шедевры и получайте удовольствие от процесса. Чтобы творческая практика вписалась в режим дня и сон, посмотрите подборку простых вечерних ритуалов – как наладить «сон творчества» и ответ на вопрос «как пережить недосып» – пять рабочих шагов. Если вдохновение приходит ночью, помните: экраны перед сном укорачивают глубокий сон – почему видео мешает заснуть.

Кожа рук и лица у художников часто страдает от воды, мыла и температурных контрастов. Полезно знать, как витамины работают для кожи – A, C, E в уходе и почему лёд – это не «волшебный эликсир», но интересный инструмент – секреты «льда для красоты». А вот горячей водой злоупотреблять не стоит – какая температура полезнее. Для устойчивого настроения – посмотрите идеи мгновенных ритуалов – 7 приёмов для позитивного настроя.

Как начать холодный батик дома

  1. Определите формат. Картина, платок, шаль, галстук – формат влияет на размер подрамника и объём работы.
  2. Соберите материалы. Ткань (для первых шагов – хлопок; для эффекта – шёлк), подрамник, кнопки, резерв, трубочка, краски, кисти.
  3. Подготовьте ткань. Постирайте для удаления аппретуры, высушите, туго натяните на подрамник, выровняйте нити.
  4. Сделайте эскиз 1:1. Обведите контуры, подложите рисунок под ткань, зафиксируйте, чтобы не смещался.
  5. Нанесите резерв. Обведите все линии, проверяйте замкнутость; дайте высохнуть (2–24 часа в зависимости от состава).
  6. Прокрасьте рисунок. «Мокрым по сухому» или комбинируя техники. Для фактур точечно используйте соль и мочевину.
  7. Исправьте огрехи. Подсушите феном, дорисуйте резервом, снимайте излишки ватной палочкой со спиртом.
  8. Закрепите рисунок. Прогладьте с изнанки с паром. Микроволновка возможна только без металлизированных контуров.

Сравнение техник и форматов росписи

Формат Что это Сложность Плюсы Ограничения
Холодный батик Контур-резерв + краски по ткани Низкая/средняя Доступные материалы, управляемые контуры Нужны терпение, аккуратность и сушка контура
Горячий батик Расплавленный воск как резерв Средняя/высокая Многослойность, выразительные фактуры Оборудование, контроль температуры, снятие воска
Свободная роспись Без контура, «акварельная» техника Средняя Пластичные переходы, живописность Требует навыка управления растеканием

Мифы и правда

FAQ

Можно ли начинать сразу с шёлка?
Лучше потренироваться на хлопке (ситец, бязь), чтобы «набить руку», затем переходить на шёлк.

Как понять, что контур замкнут?
Посмотрите на свет и проведите мокрой кистью рядом: если краска не уходит за линию, контур выполнен правильно.

Сколько сохнет резерв?
От 2–3 часов (отечественные) до суток (импортные). Не спешите: спешка даёт протечки.

Чем фиксировать краску?
Самый доступный способ – утюг с паром с изнанки. Всегда сверяйтесь с инструкцией к конкретным краскам.

Можно ли стирать расписанный платок?
Да, но деликатно: тёплая вода, мягкое средство, без выкручивания, сушка на горизонтальной поверхности.

Наши эксперты

Мария Чухлебова — художница по батике. Специализация: холодный батик, свободная роспись по шёлку, декоративные техники (соль, мочевина, перламутровый контур).

Три факта