Лени Рифенштайль. Геббельс умолял ее на коленях стать его любовницей

Женщины в истории

Женщины тоталитарных режимов: Лени Рифенштайль. 9694.jpegВожди тоталитарных режимов представляются чуть ли не исчадиями ада, но почему их искренне любили женщины? Каковыми кровавыми не были бы режимы, но стоящие во главе их - были людьми, наделенными харизмой и обаянием. Женщины это всегда чувствуют первыми. Среди избранниц диктаторов были незаурядные женщины, хотя в любовницы попадали преданные глупышки.

Смотрите фоторепортаж: Самые красивые женщины XX века

Парадокс, но талантливейшую из режиссеров документального кино Лени Рифеншталь помнят в связи с Гитлером, в интимной связи с которым она, по ее собственному признанию, никогда не состояла. Одни не любили ее за дружбу с фюрером, другие завидовали Лени за то, что она оказалась приближенной к первому человеку в Третьем рейхе. Геббельс, добивавшийся взаимности от красотки, получил надлежащий отпор.

Хелена-Берта-Амелия Рифеншталь - таково полное имя этой незаурядной женщины. Человечество запомнило ее как Лени Рифеншталь. К сожалению, чаще всего ее вспоминают как автора двух талантливейших документальных лент «Триумф воли» и «Олимпия», навсегда связав режиссера этих картин с Тысячелетним германским рейхом и его преступными вождями. Фильм об Олимпийских играх 1936 года, снятого по личному распоряжению фюрера, конечно же, о спорте, но он снят в русле господствующей тогда фашистской эстетики.

А до появления этой картины, Лени сняла три пропагандистских документальных фильма о нюрнбергских партсъездах, в том числе знаменитый «Триумф воли», состоящий из двух частей «Праздник народов» и «Праздник красоты».

Однако личная и творческая жизнь Лени Рифеншталь, прожившей 101 год, не ограничивалась только общением с нацистскими бонзами и славословием в адрес одиозного режима. Хотя, бесспорно, это был звездный час фрейлейн Рифеншталь.

Гитлеру было приятно появляться на людях в обществе такой красивой женщины, как Лени. Ровно через неделю после ее встречи с главарем нацистов, любовница последнего, Ева Браун, из ревности предпримет первую попытку суицида. Лени не скрывала, что Гитлер действовал на нее гипнотически. На одной из вечеринок у себя дома, она увидела, как Гитлер листает собственный опус «Майн кампф» с собственноручными пометками Лени.

«Я рассыпала по полям такие комментарии, как «Ложь»... «Неверно»... «Ошибка», хотя иногда помечала «Хорошо». Мне не хотелось, чтобы Гитлер читал эти записи на полях, но мне показалось, что это его забавляет. Он взял книгу в руки, сел и продолжил листать. «Это интересно, - сказал он. - Вы остроумный критик, хотя вообще-то я собрался иметь дело с артисткой».

Спустя несколько лет, перед самой войной, Рифеншталь вспоминала, как кровь бросилась ей в лицо, когда Гитлер в рейхсканцелярии публично рассказал об этом случае большой группе художников, музыкантов и артистов.

«Мне хотелось, чтобы земля поглотила меня, особенно когда он вещал о нашей первой встрече на Северном море, когда я сказала ему, что никогда не смогу быть членом НСДП (нацистской партии - ред.). Он рассказывал про это, разыгрывая диалог между нами, точно актер на сцене. Когда мое присутствие было замечено - я утонула в объятиях моих коллег». Однако сама Рифеншталь категорически отрицала любовную связь между ней и фюрером.

Йозеф Геббельс признался Лени, что полюбил ее сразу же после выхода на экраны в 1926 г. фильма с ее участием «Священная гора». Говорят, будущий рейхсминистр пропаганды осаждал ее визитами, донимал телефонными звонками, а Лени подчеркнуто демонстрировала полной безразличие.

Рифеншталь вспоминала, как однажды Геббельс упал перед ней на колени и, рыдая, патетически произнес: «Без вас моя жизнь - пытка!» Но когда он попытался обнять ее за ноги, Лени потребовала его выйти вон. Такого унижения Геббельс не забыл и не простил, утверждает Рифеншталь в своих мемуарах. От биографов Лени не ускользнуло, что в ее воспоминаниях зачастую идет описание сцен как в немом кино, сниматься в котором она начала еще в юности. Утрированные действия персонажей и фонтанирование эмоций. Рифеншталь, как режиссеру, подобная манера была свойственна и тогда, когда она стала снимать звуковое кино.  

«Видите, у меня почти нет груди! Секс для меня начался, когда мне уже исполнился 21 год. Конечно же, я всегда была влюблена, бог знает с какой поры, - рассказывала журналистам в сентябре 1992 года Лени Рифеншталь. - Первым моим возлюбленным был мальчишка, которого я увидела на улице близ нашего дома. Целый год я каждый день прогуливалась в одном и том же месте в одно и тоже время, чтобы только увидеть его, но прошло десять лет, прежде чем мне удалось с ним повидаться, но к тому времени я, конечно, была ему неинтересна». Хотя мужчин в ее жизни было предостаточно.

Сказать, что у Лени были одни только недоброжелатели, значит, ничего не сказать. Из самых знаменитых была актриса Марлен Дитрих. Как вспоминает дочь Марлен, ее мать называла Лени ядовитой гадиной, а иногда отпускала эпитеты и похлеще. Рифеншталь в мемуарах описала случай, произошедший на студии, где снимался знаменитый немецкий фильм «Голубой ангел». Именно в соперничестве за главную роль в фильме схлестнулись Лени и Марлен.

Режиссер Йозеф фон Штернберг отдал предпочтение Дитрих, сыгравшую красотку Лолу. Лени призналась позже, что она указала Штернбергу на «вульгарность» Марлен Дитрих, а режиссер устроил ей за это суровую выволочку. Марлен пригрозила не показываться больше в студии, если Лени еще раз сунет туда свой нос.

«Я видела Марлен только раз, и она шокировала меня, - писала Рифеншталь. - Это было в небольшом артистическом кафе на Ранкенштрассе. Там находилось еще несколько молоденьких актрис. Мое внимание привлек ее глубокий грудной голос... Она выглядела очень сексуальной, но несколько заурядной. Возможно, она была слегка под мухой. Я слышала, как она громко сказала: «Почему мы все обязаны иметь красивые сиськи? Почему они не могут быть немного отвислыми?» И при этих словах высвободила свою левую грудку и поиграла ею, чем ошеломила сидевших вокруг старлеток».

Рифеншталь и в преклонном возрасте чувствовала соперницу - обе попали в шоу-бизнес при посредничестве одного человека, у обеих был один и тот же зритель. Даже некоторое время они жили в одном квартале. Некоторые биографы высказывают мнение, что Рифеншталь завидовала Дитрих из-за ее своевременного отъезда из Германии в Голливуд.

22 августа 2002 года немецкая общественность пышно справила столетний юбилей Лени Рифеншталь, к которой пришло множество именитых гостей. Берлинский оперный тенор Хайко Райссиг спел песни, популярные в молодости юбилярши. Вскоре после своего следующего дня рождения Лени Рифеншталь тихо скончалась в своем доме в Пёкинге. Урна с ее прахом находится на одном из мюнхенских кладбищ. 

Читайте также: Женщины-иконы ХХ века:

Великие красавицы ХХ века. Их Судьбы: Вивьен Ли

Женщины тоталитарных режимов: Лени Рифенштайль. Великие красавицы ХХ века. Их Судьбы: Вивьен Ли Женщины-иконы ХХ века

Вивьен Ли для российского зрителя ассоциируется в первую очередь со Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром». Однако в жизни кинозвезда была совсем не похожа на свою активную, жизнерадостную героиню: хрупкая, утонченная болезненная, нервная... Она скончалась в 53 года, но при этом считается одной из наиболее выдающихся актрис прошлого столетия.

Любовь Орлова - секс-символ СССР

Женщины тоталитарных режимов: Лени Рифенштайль. Любовь Орлова - секс-символ СССР Женщины-иконы ХХ века

Пожалуй, не было в 30-е-50-е годы в СССР актрисы популярнее, чем Любовь Орлова. Фильмы с ее участием - «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» считаются классикой советского кинематографа, а сама Орлова стала образцом красоты и элегантности для многих поколений. В отличие от других кинозвезд, она до самой старости выглядела молодой и красивой...

Великие красавицы ХХ века: Марлен Дитрих

Женщины тоталитарных режимов: Лени Рифенштайль. Великие красавицы ХХ века: Марлен Дитрих Женщины-иконы ХХ века

Из всех секс-символов ХХ века самые противоречивые легенды ходят о Марлен Дитрих. Ее называют и образцом элегантности, и вульгарной особой, величайшей актрисой и полной бездарностью. Режиссер Джлзеф фон Штернбергом, пригласивший ее в Голливуд, утверждал: "Лучше запереться в телефонной будке с перепуганной коброй, чем работать с Дитрих..."

Игорь Буккер
Код для вставки в блог