Больше думаешь – меньше платишь. Как экономить?

Больше думаешь – меньше платишь. Как экономить?

Случалось ли вам когда-нибудь соглашаться на сотрудничество с кем-то, а затем передумать? В этом нет ничего удивительного: мы можем загореться каким-то проектом, например, требующим финансовых вложений, под действием импульса, а потом, с течением времени, остыть. Недавно группа американских психологов смогла подтвердить это экспериментально.

На первом этапе эксперимента участников разделили на две команды по четыре человека. Каждому из них выдавали по 40 центов, а затем предлагали по желанию внести произвольную сумму в общий фонд. При этом организаторы обещали в будущем увеличить фонд вдвое и разделить эту сумму поровну на всех. Таким образом, если бы все четверо пожертвовали по 40 центов, они в итоге получили бы по 80 центов. Если же кто-то один сэкономил бы 40 центов, он все равно получил бы прибыль в 60 центов.

Тем не менее, не все торопились расставаться с деньгами. И те, кто дольше размышлял перед тем, как отдать деньги в фонд, вкладывали туда в среднем меньше, чем те, кто раздумывал недолго: 21 цент против 27.

На следующем этапе задание усложнилось. Всех испытуемых поделили на две группы и потребовали, чтобы первая группа приняла решение о сумме взноса в течение десяти секунд, а вторая, напротив, подождала десять секунд. И снова оказалось, что те, кто промедлил с решением, вносили меньшую сумму.

Несмотря на то что одна серия экспериментов проводилась в лаборатории, а вторая — среди удаленных респондентов, участвующих в проекте Amazon Mechanical Turk, были получены примерно одинаковые результаты.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что наша склонность к сотрудничеству имеет интуитивную природу. Так, если мы сразу не вложили деньги в какой-нибудь финансовый проект, то вероятность, что мы вложим их позднее, снижается. С этим связан и эффект "лохотрона": люди, которые добровольно отдают свои деньги мошенникам на улице, затеявшим какую-нибудь сомнительную лотерею, впоследствии, обдумывая свой поступок, сами недоумевают, как могли так поступить… Также, если мы сразу не купили какую-то вещь в магазине под предлогом того, что нам надо обдумать ее покупку, то маловероятно, что мы купим ее позднее… Прекрасно зная об этом эффекте, "лохотронщики" и продавцы стараются не отпускать потенциального клиента, пока тот не выложит денежки…

С течением времени мы анализируем ситуацию и приходим к выводу, что данный проект далеко не так привлекателен, как казался ранее. Но в первые секунды или минуты эмоции превалируют над логикой, и человек, скажем, готов отдать большие деньги за некачественный товар, который ему навязывают, только потому, что ему внушают, что вещь хорошая, а деньги совсем смешные…

Разумеется, в любых ситуациях лучше контролировать свои эмоции и брать тайм-аут, особенно если речь идет о том, чтобы потратить некую денежную сумму. Если в процессе научного эксперимента участникам по крайней мере гарантировалась небольшая прибыль, то реальный бизнес-проект может оказаться убыточным и вы можете потерять даже то, что вложили, да еще оказаться в долгах. Недаром же говорят: семь раз отмерь — один раз отрежь!

Читайте также:

Как одолеть вредные финансовые привычки?

Дисконтная хирургия: скидки на все

Волосы летом нуждаются в особом уходе

Волосы летом нуждаются в особом уходе

Лето — не только время цветения, красоты, отдыха, но и совершенно иной заботы о своей красоте, нежели та, которая бывает в другое, менее "агрессивное" время года.

Парикмахеры рассказывают, можно ли использовать присыпку вместо сухого шампуня

Парикмахеры рассказывают, можно ли использовать присыпку вместо сухого шампуня

Возможно ли использовать в качестве сухого шампуня присыпку?

Визажисты: как правильно нанести консилер

Визажисты: как правильно нанести консилер

Сегодня мы расскажем вам о правильном использовании консилера и поделимся советами от профессиональных визажистов.

Карандаш для бровей при макияже губ лучше не использовать

Карандаш для бровей при макияже губ лучше не использовать

Можно ли использовать карандаш для бровей при макияже губ и как это может повлиять на их внешний вид и здоровье.

Шоу нижнего белья

Шоу нижнего белья

В рамках продолжающейся в Китае Недели моды в Пекине прошли показы дамского белья

Неделя моды в Пекине

Неделя моды в Пекине

В Пекине проходит Неделя высокой моды. Молодые китайские модельеры представили свои новые коллекции сезона осень-зима 2012.

Неделя моды в Японии

Неделя моды в Японии

В Японии проходит Неделя высокой моды. Местные дизайнеры представляют свои новые коллекции сезона осень-зима 2012-13

loadFile('https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=UA-8933842-25', 'js'); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'UA-8933842-25'); }, 5000); } });