Стилисты: настоящие мужчины выбирают бороду и усы

Стилисты: настоящие мужчины выбирают бороду и усы

Кажется, остроумный Вольтер как-то заметил, что идти в ногу с модой - сумасшествие, а пятиться от нее - смешно. Мода появилась вместе с возникновением вида «человек разумный» и хотя она далеко не всегда бывала разумной сама, продолжает сопровождать человечество. В отличие от обуви и одежды - волосы, а у мужчин еще и вторичные половые признаки, как усы и борода, присутствуют или отсутствуют у каждого индивида в качестве естественной моды. Данное от природы можно улучшить или ухудшить тоже как дань моде.

Древние египтяне вырывали седые волоски, а чтобы прекратить облысение или заново отрастить волосы применяли чудодейственную клещевину. Хотя хватало и таких, которые стриглись наголо. Борода и усы не украшали лица египтян: нет ни изображений, ни бородатых мумий. Фараоны носили бороду, но не свою, а фальшивую, подвязанную при помощи лент. Длина бороды зависела от общественного положения. Даже египетские царицы представали перед своими подданными с такими подобиями бород.

Светлые волосы в Древней Греции считались главным украшением. В каждом городе-полисе были свои «примочки». Так, мужественные спартанцы с детства не стригли своих волос, а перед битвами одним из занятий этих бесстрашных воинов было расчесывание своих длинных кудрей.

Женские прически, вероятнее всего, были позаимствованы с Востока. Они состояли из завитушек и косичек, уложенных на темени или затылке. Прически скреплялись шпильками, украшались диадемами, жемчужными сетками и венками, в волосы вплетали повязки - сфендоны, украшенные золотом или драгоценными камнями. Жительницы Эллады редко надевали головные уборы, только собираясь в дальний путь, чтобы укрыть волосы от палящего зноя или дождя. На улице гречанки пользовались вуалями, платками или краем верхней одежды, накидывая его на голову и прикрывая часть лица.

По римской моде женщины также носили большую прямоугольную «шаль», называемую палла и образующую изящные драпировки. Выходя на улицу, они прикрывали ею голову.

Античный писатель, оратор и философ Апулей (ок. 123 - вероятно после 170 н.э.) утверждал, что «для лица волосы - природные его украшения», а «прическа имеет такое большое значение, что в какое бы золотое с драгоценностями платье женщина ни оделась, чем бы на свете ни разукрасилась, если не привела она в порядок свои волосы, убранной назваться не может». Римлянки были очень изобретательны насчет причудливых форм своих причесок. Жительницы «Вечного города» использовали парики и накладные волосы, преимущественно белокурые, которые закупались в Германии. В последствии они научились обесцвечивать и подкрашивать собственные темные.

Римляне в течение долгого времени тоже носили длинные волосы и не брили бород. В 300 г. до н.э. в Риме появились первые брадобреи из Сицилии. Они завивали волосы щипчиками и стригли их ножницами. Согласно обычаю, заимствованному у греков, римляне торжественно приносили в жертву богам первые волосы своих детей и волосы первой бороды юношей. Периодически мода на бороды вновь возникала и опять исчезала.

Только богатые могли позволить себе держать домашнего раба-брадобрея. Бритье процесс болезненный из-за отсутствия смягчающей пены для бритья, или бритвы с несколькими рядами лезвий. Бритвы с лезвием в форме полумесяца, изготавливались из бронзы или закаленного железа, были заточены с помощью бруска. После бритья цирюльник вырывал пинцетом лишние волоски по краям бровей, на шее и затылке. Чтобы прикрыть свою плешь, Юлий Цезарь, например, зачесывал волосы вперед. Если на голове растет лишь редкий пушок, то кожу головы покрывают сажей - издалека выглядит как темная шевелюра. А когда от волос на голове уже и следа не остается, прибегают к парикам и накладным волосам разных цветов.

Женщины Византии производили эпиляцию при помощи «одного кубка сока из чашечек 'волчьего молока' (возможно имелся ввиду молочай бутериаковый), вина и растительного масла по одному кубку». Перемешав эту смесь, ее наносили ровным слоем и затем соскабливали. «Если же через 40 дней волосы вновь поднимутся, - утверждали авторы рекомендации, - то они будут пушистыми». Для окраски волос в темный цвет использовали сок растения анемона (ветреницы), а для осветления - измельченный осадок кипяченого вина с примесью смолы сосновых шишек в размере половины осадка, растворенных в розовом масле. Предлагалось нанести все это хозяйство на голову и смыть только на третий день.

До конца VIII или до конца IX века среди аристократии европейских стран сохранялся древний ритуал первой стрижки волос и бороды, известных под латинским названием barbatoria или depositio barbae, а также capillaturia. Было принято, чтобы старшие стригли бороды и волосы молодым людям. Это было своеобразным обрядом посвящения, фактически ставящим того, кто стриг в родство с подстриженным. Данный ритуал проводился даже между царствующими особами. Ему подвергся франкский вождь Хлодвиг и французский король Пипин Короткий. А вот правители из династии Каролингов, включая Карла Великого, бороды уже не носили.

На средневековом Западе бороду носили только простолюдины и евреи, а также представители знати и высших сословий, как отличительный знак. Рыцари и почетные граждане городов в период с 12 и до конца 14 века почти все без исключения брили бороду. В отличие от принятой прежде короткой стрижки в моду вошли длинные волосы. Перемена происходила не так, как в наши дни - мгновенно, а постепенно, в течение десятилетий, часто колеблясь из одной крайности в другую. С начала 12 столетия в Западной Европе стали носить длинные волосы, доходившие почти до плеч и подстриженные спереди и сзади. Кроме того, волосы завивали или закручивали, а позднее, вместо того, чтобы их подстригать, стали делать пробор и зачесывать волосы назад.

Женщины, как водится, опередили мужчин. Гораздо раньше прекрасный пол стал носить распущенные по спине локоны, которые были традиционной и самой распространенной прической знатных дам до самого конца 12 века. Замужние женщины из высшего общества подбирали волосы вверх и завязывали особым образом при помощи покрывала. Впрочем, другие модницы предпочитали, завязав волосы широкими лентами в одну или две косы, спустить их сзади или перебросить спереди на грудь. Эта мода так и осталась распространенной в Англии и Франции (где она появилась). В Германии у нее оказалось мало последовательниц.

Русские женщины в IX - XIII века носили головные уборы в соответствии с семейным и социальным положением. Девушки носили венки и венчики - «коруны» из узкой полоски металла или материи. На металлический остов натягивали материю, которую расшивали шелком или жемчугом. Модницы заплетали две косички под венцом и продевали их в височные кольца. Головные уборы замужних женщин выглядели сложнее. Они полностью закрывали волосы, поскольку с языческих времен женские власа, по поверьям, обладали колдовскими чарами. В допетровской Руси замужние женщины никогда не появлялись на людях с непокрытой головой.

В начале XVIII века модными считались прически из выложенных на лбу двух локонов, а два других спускались на плечи. Поверх прически водружали подобие чепца из белого кружева или газа - фантанж. К 1730-м годам волосы надо лбом гладко зачесывали, а сзади разделяли на множество локонов. Эти прически начали пудрить.

Придавать волосам преждевременную «седину» историки моды усматривают с подхалимажем приближенных рано поседевшего французского короля Генриха IV (1589-1610). Парики тоже родом от законодательницы европейской моды 17 столетия - Франции. Они получили распространение в правление Людовика XIII, которому служили бравые мушкетеры.

По указу Петра Первого от 1698 года дворяне лишились своих бород, которые остались у крестьян и священников. На гладко выбритом лице дозволялось носить аккуратные небольшие усики. Настоящие щеголи щеголяли в париках, каковых имели по нескольку штук. Даже представители правящего класса неохотно подчинялись требованиям новой заграничной моды. Особенно это касалось ношения париков и пудренных волос.

Русский сатирический журнал «И то и сио» в 1769 году язвил: «До сих пор завивали волосы и ставили кудри наподобие заливных труб и винных бочонков; я ныне упражняюсь в изобретении новой манеры. Выдумка моя состоит в том, чтобы ставить кудри наподобие цветка розы и припудривать волосы красною с некоторой белизной пудрой».

Во времена господства моды на высокие прически, украшенные страусиными перьями, не всякая женщина могла не только посещать дома с низкими дверями, но даже ездить в карете, в которой надо было сидеть изогнувшись в три погибели. В одной из карикатур отражен подлинный случай, приключившийся с такой модницей. Волосы дамы коснулись люстры с горевшими свечами и вспыхнули. Автор карикатуры изобразил женщину с пожаром на голове и пожарниками, которые поливали ее из брандспойта и растаскивали волосы крючьями.

В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» бабка Лаврецкого вспоминала, как мучительно было носить подобные прически: «Поставят тебе войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом намажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают - не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя: обидятся, - му́ка!» Волосы зачесывали к войлочному шлыку кверху, от него они укладывались по сторонам в косые крупные букли, а позади к затылку прикрепляли шиньон. Такая прическа называлась «западная собачка», утверждает Елена Суслина в своей книге «Повседневная жизнь русских щеголей и модниц».

Мука, которой обсыпали волосы, была не только с ароматическими добавками, но и цветной. Во второй половине XVIII века их названия звучали весьма экзотично - пюсовый, т. е. красно-бурый. У него были не менее замысловатые оттенки «мечтательной блохи» или «блохи, упавшей в обморок». Затруднительно представить, какого цвета были краски, носившие название «парижской грязи», «блошиной спинки» или «блошиного брюшка», «гусиного помета». И уж вовсе невозможно вообразить цветовую гамму «бедра испуганной нимфы» или «влюбленной лягушки».

Пудрой обсыпать тоже было целое искусство. Для этого надо было зайти в специальный шкаф, закрыть дверцы, и сверху посыпать порошком пудры. Можно было проделать все иначе: щеголиха брала длинную маску с зеркальцами из слюды напротив глаз, а парикмахер пудрил маленькими мехами или шелковой кистью.

Почти весь XVIII век у мужчин царила мода на букли - волосы парика укладывали горизонтальными завитыми локонами над ушами. Нужно отметить, что большинство мужчин не желали понапрасну терять время на сооружение своих причесок. Для них французский куафер-парикмахер Мюльет придумал парики из тонких белых ниток, надевая которые не надо было помадиться толстым слоем сала или обсыпаться мукой. Автор «Путешествия из из Петербурга в Москву» Александр Радищев описал встречу с тогдашним метросексуалом, волосы которого были №примазаны» не мукой или крахмалом, а - квасом! Однако «квасные патриоты» пошли не от этого.

В XIX веке мужчины особо заботились о состоянии своих усов, на что, простите за каламбур, тратили чуть ли не целое состояние. Стоит перечитать пассаж об усах в «Невском проспекте» нашего бессмертного классика Николая Гоголя. Забота об усах занимала в мужском туалете той эпохи такое большое значение, что нашла свое отражение в большой литературе. Герой рассказа В.М. Гаршина «Денщик и офицер» приводил в порядок свои усы с помощью помады. Лейтенант Ергунов у Тургенева «усы красил персидской фаброй, которая, впрочем, отливала больше багрянцем и даже зеленью, чем чернотой». Это уже, впрочем, напоминает еще одного красильщика усов - Ипполита Матвеевича Воробьянинова из «Двенадцати стульев».

Еще по теме:

Мода XVIII века: роскошная грязь и невероятные масштабы

Женские прически: ради них стоило страдать

Волосы как объект зависти и поклонения

Волосы летом нуждаются в особом уходе

Волосы летом нуждаются в особом уходе

Лето — не только время цветения, красоты, отдыха, но и совершенно иной заботы о своей красоте, нежели та, которая бывает в другое, менее "агрессивное" время года.

Парикмахеры рассказывают, можно ли использовать присыпку вместо сухого шампуня

Парикмахеры рассказывают, можно ли использовать присыпку вместо сухого шампуня

Возможно ли использовать в качестве сухого шампуня присыпку?

Визажисты: как правильно нанести консилер

Визажисты: как правильно нанести консилер

Сегодня мы расскажем вам о правильном использовании консилера и поделимся советами от профессиональных визажистов.

Карандаш для бровей при макияже губ лучше не использовать

Карандаш для бровей при макияже губ лучше не использовать

Можно ли использовать карандаш для бровей при макияже губ и как это может повлиять на их внешний вид и здоровье.

Жизнь в шоколаде

Жизнь в шоколаде

Высокая мода может быть не только красивой, но и вкусной. В Португалии состоялся показ, на котором представили платья из шоколада. 


Голливудских звезд увековечили в пластике

Голливудских звезд увековечили в пластике

Голливудских звезд увековечили в пластике: американский художник Ноэль Круз изготовляет кукол, которые удивительно похожи на своих прототипов. 

Ледяной ЗАГС

Ледяной ЗАГС

В Мурманской области в деревне, расположенной вблизи города Кировска, открылся ледяной дворец бракосочетаний. Пары, решившие заключить брак в необычной обстановке, получат возможность выпить шампанского из ледяных бокалов и даже расписаться в ледяной книге регистрации. Впрочем, свидетельство о браке им выдадут настоящее.

loadFile('https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=UA-8933842-25', 'js'); window.dataLayer = window.dataLayer || []; function gtag(){dataLayer.push(arguments);} gtag('js', new Date()); gtag('config', 'UA-8933842-25'); }, 5000); } });