Югендстиль - мода мира, не знавшего войн

Хронология стиля

16 июня в Риге открылась экспозиция, посвященная югендстилю — моде 1890-1914 годов. Эту выставку в столицу Латвии привез известный историк моды Александр Васильев. Ранее он уже открывал подобные вернисажи, рассказывающие о моде разных времен: "Мода Викторианской эпохи", "Стиль Art Deco: мода межвоенного периода" и "Мода 60-х годов: от мини до макси".

Экспонаты своей выставки Васильев разместил в Национальном музее Декоративных искусств Латвии, где они будут радовать своих посетителей вплоть до середины октября этого года.

Коллекция представляет собой частное собрание Александра Васильева и насчитывает примерно около ста моделей одежды парижской, итальянской и лондонской моды на стыке XIX и XX веков. Кроме того, экспозиция дополнена аксессуарами: обувью, сумочками, шляпами, шляпными булавками, бальными книжечками, веерами, ювелирными изделиями, а также флаконами духов той поры. И все это великолепие — на фоне антикварной мебели, увеличенных старых фотографий, иллюстрирующих стиль и моду конца XIX — начала XX века, а также других старинных предметов интерьера.

Интересно, что данная выставка проходит благодаря не одним лишь стараниям ее идейного лидера: так как задумал он событие весьма грандиозное, то без привлечения добровольцев было не обойтись. Откликнувшихся на призыв историка оказалось ни много ни мало 50 человек, они-то и оказали посильную помощь в открытии экспозиции.

Югендстиль, иначе — модерн, или Art Nouveau, легко представить, вспомнив фотографии семьи последнего русского царя: это утонченный силуэт, чистота линий, подчеркнутая талия, свободно струящаяся юбка, облегающий лиф, широкополые с изящным изломом шляпы, элегантные перчатки, пудровые, пастельные тона, кружево, шелк. Это мода мира, не знавшего войн, мода накануне войн и революций.

То канувшее в Лету время еще называют Belle Epoque, подобно Галантному веку оставляющее в сердце неизменное чувство ностальгии. По словам Александра Васильева, огромное влияние на югендстиль оказала Международная выставка 1900 года, воспевавшая точеный женский силуэт, а также японская природная эстетика, стиль Средневековья и Третьего рококо.

Излюбленнейшими материалами были тюль, муслин, кружево ручной работы, шелк. Все вместе создает атмосферу некричащей аристократической роскоши, свойственной моде конца XIX века. Так как упор делался на изгибы фигуры и их элегантное обрамление, то есть красивейшие материалы, то в моде был корсет, утягивавший талию до 52 см. Понятно, что подобный наряд было нелегко надеть самой — да практически невозможно, но едва ли кто-то пытался это проделать самостоятельно, тем более что туалеты могли менять по пять-шесть раз за день. Естественно, что при каждой чаровнице состоял целый полк людей, специально обученных застегивать и расстегивать все эти шнуровки со множеством потайных крючочков и других приспособлений, призванных довести внешний облик их владелицы до совершенства, а подчас — и до обморока. Попробуйте-ка утянуть талию в два раза, а потом целый вечер танцевать и вести светские беседы! Тем более, что в те благословенные времена занятий у женщин из высшего общества было не так много: принимать участие в политике, голосовать, служить Отечеству им не давали, разве что растить детей и устраивать рауты с частой сменой нарядов.

Выставленные на экспозиции платья — творения домов, известных ныне лишь, пожалуй, настоящим фанатикам и историкам моды: Doucet, Paquin, Rouff, Fortuny, Worth, Cheruit, Poiret, Babani. Примечательно то, что за сто с небольшим лет с момента их создания экспонаты сохранились в прекрасном виде.

С началом Первой мировой войны югендстиль сменился на более жесткий — Art Deco, в котором появились яркие, смелые цвета: красный, лиловый, оранжевый, зеленый. Талия стала располагаться чуть выше естественной линии, совсем недолго оставалось до появления коротких платьев, сотворивших переворот и в моде, и в головах.

Смена стиля югенд произошла отчасти благодаря появлению новых работ известного тогда модельера Поля Пуаре, предложившего силуэт с завышенной талией, а также гастролям Русского балета Сергея Дягилева, внесшего новые краски в парижскую моду.

Читайте также:

Комбинезон: с заводов на клубные вечеринки

Правильно выбираем шелк

"Десятилетие дурного вкуса"

Екатерина Корнилова
Код для вставки в блог