Похороны ...в разных странах мира

Путешествия

Что за похороны без музыки? Без какой? Законный вопрос.

Похоронные гимны? Или Шопен? Может быть, Реквием Моцарта? Моцарт сочинил его для себя, к своим похоронам. Он, наверно, желал, чтобы его гениальная музыка как-то скрасила горечь потери тех, кто сопровождал его в последний путь. Он так хотел. И имел право.

Зайдите в дом японца, где еще лежит покойник. Открывая вам дверь, хозяин улыбается и вовсе не потому, что смерть близкого человека его радует. Он улыбается для того, чтобы облегчить ваше состояние в трагической ситуации.

Или возьмите поминки после возвращения с кладбища. Произнесут добрые слова о покойнике, «выпьют горькое вино за помин души» (по К.Симонову), голоса становятся всё громче, вот уже слышен и какой-то анекдот, да и смех. Близким усопшего волей-неволей становится легче переносить горе...

Сейчас всё больше и больше  семей избегают удручающе тяжелых церковных гимнов на похоронах. Вместо них можно услышать народные баллады, а то и песни панков и даже кое-что более современное и популярное.

«Недавно семья покойника заказала нам боевичок Оззи Осборна, - рассказывает директор похоронного дома в Кэмлупсе, Британская Колумбия. — Меня это несколько шокировало, но заказ мы, конечно, выполнили».

Почему Осборна? Оказывается, потому что усопший был ярым поклонником Осборна, ведущего исполнителя ансамбля "Вlаск SаЬЬаt". Его супруга решила почтить память мужа его любимой оглушительной мелодией.

Траурно-торжественная обстановка похорон настойчиво заменяется атмосферой поп-концерта. В полумраке похоронных домов всё чаще звучат голоса Элвиса Пресли, Селин Дион, Сарры МакЛахлан, Элтона Джона и др.

«Сегодня похороны — это зачастую небольшое развлечение», - говорит Джон Кейн, владелец «R.S.Kane Funeral Home" в Торонто.

Многие директора канадских похоронных домов отмечают, что в качестве музыкального сопровождения похоронной процедуры родственники выбирают то, что определённо связано с жизнью, вкусами и деятельностью усопшего.

Джим Кардинал (торонтский Cardinal Funeral Home) обобщил ситуацию следующим образом: «Правила сейчас заключаются в том, что правил просто нет".

В Англии, как показал опрос, проведенный британской "Cooperative Funeral Service" ситуация ничем не отличается от того, что происходит в Канаде и других местах света.

Использование реалий поп-культуры — это лишь часть более широкой тенденции перехода от жёстких традиционных форм к индивидуализации похоронной процедуры. Можно видеть, как семьи украшают могилы любимыми сигаретами почивших близких, баночками пива, хоккейными клюшками, удочками и прочим. Вместо душных и тесных залов похоронных домов ритуал прощания всё чаще проводится в более просторных амбарах, на стадионах. Работникам похоронных домов приходится по вызовам выезжать «на места».

«Всего только одно поколение назад нам жилось намного легче, - сокрушается Денис Д'Этшаверри, вице-президент похоронной компании из Монреаля. - Люди ещё были религиозны, и когда кто-то умирал, не было сомнений в том, что на похоронах все будет так, как всегда».

Года четыре назад в Су Сан Мари (Saulte Ste. Marie), Онтарио, состоялись похороны некоего мистера Полларда, хозяина молочной фермы сорока с лишним лет. Много лет при его жизни газон перед его домом украшала фигура коровы из пластика в натуральную величину.

Каждый день он имел обыкновение переставлять эту корову с места на место, чтобы создать впечатление того, что она живая, настоящая корова. Его жена пожелала отразить личность и вкусы супруга, отразить то, что, как ей казалось, он бы сам хотел иметь на своих похоронах. Похоронный дом на время церемонии был превращен в стойло. Здесь стояли та самая пластиковая корова, стога сена и пр. А может быть, об этом когда-то и был между ними разговор... Что ж, имеет право. Как и Моцарт.

В начале 90-х годов люди стали реже проводить похороны по традиции. Нерелигиозные и те, кто не соблюдали религиозные обряды, отмежёвывались от вековых традиционных процедур.

Священник Джэки Харпер в течение многих лет успешно старается балансировать между религиозной традицией похорон и современными веяниями.

«Я думаю, - говорит он, -что людям требуется нечто, удовлетворяющее их духовно. Если на похоронах они требуют поп-музыку, то это вовсе не значит, что они отходят от религии. Просто им, может быть, нужно что-то такое, что поддержало бы их в тяжёлую минуту жизни.

Я здесь с ними (на похоронах) в силу моей веры. Если им вера не нужна, то не нужен им и я. Но моё поведение гибкое, и больше всего я бы хотел им помочь».

«Я думаю, что теперь на похоронах удачно сочетаются и слезы, и смех, - говорит Джим Кардинал. - Но в последнее время я слышу всё больше смеха и шуток».

Код для вставки в блог